В России ухудшилась ситуация с коррупцией

В рейтинге Transparency International РФ делит 136-е место с Нигерией, Камеруном, Ираном, Киргизией и Ливаном

Усилия России по борьбе с коррупцией не приносят результата. В очередном индексе восприятия коррупции, подготовленном Transparency International, Россия заняла 136-е место из 175. Строчку в рейтинге РФ делит с Нигерией, Камеруном, Ираном, Киргизией и Ливаном. В Общественной палате уже заявили, что с результатами рейтинга не согласны, потому что в России «подвижки в борьбе с коррупцией есть».

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Transparency International представило очередной ежегодный индекс восприятия коррупции. В нем страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий. Россия по-прежнему остается очень восприимчива к коррупции. В сравнении с прошлым годом ситуация не сильно изменилась. В прошлом году Россия получила 28 баллов и заняла 127-е место в итоговом рейтинге, а в этом году— 27 баллов и 136-е место (из 175). Эту строчку в индексе восприятия коррупции Россия делит с Нигерией, Камеруном, Ираном Киргизией и Ливаном.

О своем несогласии с данными индекса Transparency International уже заявил член Общественной палаты Владислав Гриб. «Хорошо бы узнать, какую методику использовали авторы доклада, по каким критериям они составляли рейтинг. У РФ место гораздо выше и подвижки в борьбе с коррупцией есть»,— заявил господин Гриб «РИА Новости». Он также отметил, что в России создана эффективная законодательная база. Например, недавно было принято антиофшорное законодательство, которое тоже влияет на противодействие коррупции, полагает господин Гриб.

На прошлой неделе президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, смягчающий наказание (штрафы) за получение взятки (ст. 290 УК РФ) и за дачу взятки (ст. 291 УК РФ). В Госдуме уже объяснили, что в борьбе с коррупцией важна не «жесткость наказания», а «необратимость» (см. "Ъ" от 1 декабря).

Наименее восприимчивыми к коррупции оказались Дания, Новая Зеландия и Финляндия. Северная Корея и Сомали поделили последнее место индекса, набрав по восемь баллов.

Китай (36 баллов), Турция (45 баллов) и Ангола (19 баллов) оказались в числе стран с наиболее заметными изменениями в худшую сторону: их показатели снизились на 4 или 5 баллов, несмотря на средний экономический рост более чем 4% за последние четыре года.

«Индекс восприятия коррупции за 2014 год показывает, что экономическое развитие становится невозможным, а усилия, направленные против коррупции, оказываются бесплодными, когда лидеры и высокопоставленные лица злоупотребляют властью, чтобы прибрать к рукам государственные средства ради личной выгоды»,— сказал Хосе Угас, глава Transparency International.

Замдиректора Transparency International в России Андрей Жвирблис в эфире «Ъ FM»: «Главная проблема в том, что наша страна топчется на месте, создаются дополнительные органы, призванные противодействовать коррупции. Вроде бы, кажется, какое-то движение есть, но радикального чего-то прорывного мы не наблюдаем, нужно вводить систему защиты заявителя о коррупции, вводить уголовную ответственность за незаконное обогащение. Наконец, нужно остановить давление на гражданское общество и на независимые средства массовой информации. Во всех странах, которые входят в топ-индекс восприятия коррупции, есть сильные независимые СМИ, есть гражданское общество и есть независимые некоммерческие организации». Читайте подробнее

Отдел политики


Как международную борьбу с коррупцией укрепили из России

Впервые в истории Transparency International (TI), основанной в 1993 году, зампредом правления организации стал гражданин РФ. На собрании представителей TI в Берлине в октябре, на эту должность избрали председателя правления российского отделения TI Елену Панфилову. Ближайшие три года Елена Панфилова и перуанец Хосе Угас, возглавивший организацию, будут представлять TI на международном уровне. Читайте подробнее

Вся лента