Бег с препятствиями

тенденции

За последние годы сфера закупок в России сильно преобразилась. Бизнес-процессы, протекающие на разных этапах закупочного цикла, автоматизируются. В частности, многие компании проводят закупки на электронных торговых площадках (ЭТП). По данным Еврокомиссии, на сегодняшний момент наша страна входит в топ-5 европейских стран по уровню проникновения электронных торгов, опережая, например, Италию и Испанию. Несмотря на очевидный прогресс, сохраняются факторы, замедляющие рост сферы закупок.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Сильный старт

Серьезным шагом на пути к современному рынку закупок стала выработка правил игры для его участников. Формирование законодательной базы изначально было инициировано для того, чтобы сделать прозрачными и эффективными закупки госучреждений и компаний с государственным участием.

В 2012 году вступил в действие федеральный закон N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Его задачей стало регулирование закупок компаний с государственной долей более 50%, формирование общих требований к проведению процедур с целью усиления информационной открытости и свободной конкуренции. Нормы закона потребовали от компаний, подпадающих под его действие, максимальной публичности закупок. В результате игроки начали массово проводить процедуры на ЭТП, вырабатывать внутренние регламенты о закупках и четко выстраивать работу внутри компании.

В 2013 году был существенно модифицирован закон, регламентирующий закупки государственных и муниципальных учреждений на бюджетные средства. Новый федеральный закон N44-ФЗ должен был стимулировать развитие закупочного процесса в этих организациях, повысить его прозрачность, прежде всего за счет перевода закупок в электронную форму. В итоге в 2013 году госзаказчики провели в электронной форме около 9 млн торговых процедур общим объемом 6,5 трлн руб.

Изменения в области госзакупок стали стимулом и для коммерческих компаний. Такие организации начали закупать товары и услуги на независимых ЭТП или на собственных корпоративных площадках, поняв, что это дает возможность выбирать лучшее из множества разных предложений и получать существенную экономию.

Количество процедур, проводимых в электронном виде заказчиками из всех трех рассмотренных сегментов, продолжает стабильно увеличиваться в последнее время. Так, по совокупным данным с электронных площадок, за девять месяцев текущего года количество процедур выросло примерно на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительная динамика, хотя и с более низкими темпами роста, наблюдается и в объемах процедур.

Связано это с выходом на площадки представителей среднего и малого бизнеса. Дело в том, что исторически закупщиками на независимых ЭТП выступали крупные энергетические корпорации (такие как ОАО "Холдинг МРСК", ОАО "Интер РАО ЕЭС", ОАО "РусГидро" и т. д.). Представители малого и среднего бизнеса чаще исполняли роль поставщиков. Но в последние годы ситуация существенно изменилась. Теперь нередки случаи, когда одна и та же компания участвует как поставщик в процедурах на ЭТП и одновременно проводит свои собственные закупки.

Закупочная деятельность таких участников на ЭТП существенно отражается на росте количества процедур и в гораздо меньшей степени — на их объеме.

Преодоление барьеров

Изменение законодательства в области закупок стало стимулом для использования независимых ЭТП. Однако организацией торгов закупочный цикл не ограничивается — это лишь часть большой цепочки поставок.

"На каждом этапе закупочного цикла закупщик сталкивается с определенными барьерами. Они могут быть специфичными для отдельно взятой компании или отрасли, но большинство снабженцев все-таки пытается преодолеть очень похожие трудности",— говорит генеральный директор B2B-Center Алексей Дегтярев. По результатам проведенного компанией исследования было выявлено, что чаще всего закупщиков беспокоят вопросы взаимодействия с поставщиками: три из топ-5 барьеров закупочной деятельности были связаны именно с этим. Так, 71% респондентов признали острой проблемой недостаточный уровень прозрачности при работе с поставщиками. Отметили респонденты и трудности с созданием пула квалифицированных поставщиков, и низкий уровень долгосрочных контрактов.

Процесс планирования закупок, по мнению опрошенных, также далек от совершенства. Несвоевременное предоставление заявок от внутренних заказчиков назвали барьером 65% респондентов. Тревожит опрошенных также невысокий уровень оборачиваемости и экономической эффективности запасов.

Чуть более низкий приоритет имеют проблемы, связанные с недостаточной степенью автоматизации закупочной деятельности — их выделил 61% респондентов. Среди задач, которые необходимо решать закупщикам в этой области: автоматизация выбора поставщика и контроля исполнения заявок, внедрение систем электронного документооборота и управления складскими запасами, а также использование сервисов электронных платежей.

Дефицит квалифицированных кадров отметили как серьезную трудность лишь 53% опрошенных. "Сложности, связанные с недостатком профессиональных знаний, будут все чаще беспокоить закупщиков по мере дальнейшего развития отрасли, повсеместного внедрения инновационных решений и новых управленческих механизмов,— считает Алексей Дегтярев.— Тогда остро встанет вопрос о специальных образовательных программах, которых сейчас на рынке образовательных услуг недостаточно".

Василий Стрельников

Подпись

Количество процедур, проводимых в электронном виде, стабильно увеличивается

Вся лента