Суверенный климат

экономика

В недавно опубликованном рейтинге Всемирного банка Doing Business-2015 позиции России выросли на 30 пунктов — до 62-го места. Это является признанием того, что в 2013-2014 годах Россия продвинулась в реализации намеченных реформ и снятии существовавших ранее административных барьеров.

Фото: Reuters

Важнейшей среди реформ была налоговая: при всех недостатках Россия как юрисдикция остается привлекательной относительно невысокими НДС и подоходным налогом (а до последнего времени и ставками социальных сборов), а также умеренной нагрузкой на администрирование налогов. И после 2010 года, отметим, процесс не останавливался полностью, особенно там, где Кремль и Белый дом работали совместно с бизнес-ассоциациями, консультативным советом по иностранным инвестициям, иностранными консультантами. И присоединение к ВТО, и снятие лицензионных барьеров в 2011 году, и создание инновационных кластеров, и изменения в Земельном кодексе в 2014 году — рутинная работа, которая высоко оценивается бизнесом.

За период 2012 года — начало 2013 года с целью упрощения, удешевления и ускорения действующих на территории Российской Федерации процедур правительством утверждены и вступили в действие девять "дорожных карт", целевым показателем реализации которых является вхождение России в топ-20 стран по инвестиционному климату к 2018 году.

В рейтинге Doing Business-2015 Всемирный банк особо отметил упрощение процедуры регистрации предприятий (отмена обязательности предварительной оплаты уставного капитала и отмена необходимости уведомления ИФНС об открытии/закрытии счетов) и процесса регистрации собственности (отмена необходимости нотариального заверения документов и сокращение нормативных сроков предоставления государственной услуги). Наибольшая положительная динамика России выявлена также в области кредитования, получения разрешений на строительство, защиты прав миноритарных инвесторов, налогообложения и международной торговли.

За последние годы российский инвестиционный климат также существенно улучшился с точки зрения развития формальных институтов. Было сделано много технических улучшений — например, создана служба единого окна при получении госуслуг.

Перевод очень большого количества этих услуг населению и бизнесу на унифицированную электронную платформу позволил снизить количество запрашиваемых документов, а также улучшил качество и скорость оказания таких услуг. Эти улучшения отмечают не только бизнесмены, они коснулись всех россиян: сегодня стало гораздо проще получить паспорт, заплатить налоги, записаться в детский сад, зарегистрировать бизнес.

В рамках Doing Business-2015 впервые помимо эффективности тех или иных процедур учитывается качество их предоставления. К примеру, при составлении рейтинга стран по индикатору "Получение разрешений на строительство" учитываются и эффективность самого процесса, и качество регулирующего законодательства, и квалификация персонала, который рассматривает и утверждает проекты строительства.

По мнению экспертов, позиции России в рейтинге могли быть еще выше, если бы не проблема, о которой на протяжении нескольких лет говорят критики российского правительства. Речь идет о недостаточном темпе регуляторных изменений в экономике.

Действительно, в отдельных сферах изменения идут не так быстро, как того требует логика экономического развития. Одна из таких сфер — развитие малого и среднего бизнеса, который является хребтом любой экономики. "России стоит поработать над развитием МСП для создания рабочих мест, замены импорта, увеличения экспорта, а также достижения более справедливого распределения богатств. Поддержка инвестиций в российские МСП требует большей гибкости и ускорения таможенных процедур. Капитал должен оборачиваться быстро — любые задержки в получении сырья или полуфабрикатов могут привести к увеличению расходов и перерывам в производственном процессе",— считает Ризанур Мерал, президент Конфедерации предпринимателей и промышленников Турции.

Отставание в реформах — факт, отмечаемый всеми, кто занимался анализом управления в РФ на федеральном уровне. "Это просто удивительно, как сильно изменилось отношение регулятивных органов за последние семь лет, насколько снизились барьеры и контроль. Однако многое еще предстоит сделать — изменения нужно ускорить",— заявил Лу Наумовский, председатель национального совета директоров Канадской деловой ассоциации в России и Евразии, выступая на сессии Санкт-Петербургского экономического форума весной.

С 2010 по 2013 год прямые инвестиции в Россию росли весьма оптимистичными темпами, несмотря на то что жалобы на инвестклимат не прекращались. Но достаточно было единого внешнего шока, как они внезапно остановились, и возобновятся ли так же внезапно — пока неизвестно.

Позитивным сигналом является уже то, что правительство явно осознает проблему и демонстрирует желание сохранить связи с мировым инвестиционным сообществом. "Бизнес руководствуется мотивацией привлечения прибыли: если в России можно получать прибыль, хорошие заработные платы, то в любом случае капитал будет сюда идти. Нужно работать и создавать общую среду, благоприятную для того, чтобы западные инвесторы приходили, видя, что в России есть почва для бизнеса и есть возможность неплохо заработать",— сказал, выступая на Петербургском инвестфоруме, министр экономики Антон Силуанов.

Афанасий Сборов

Вся лента