Смех сквозь то же

Алена Солнцева убедилась, что борьба с коррупцией — это просто комедия

В прокат выходит "День дурака" — "Ревизор" на новый лад. Облегчение жанра — от сатиры к водевилю,— по мнению обозревателя "Огонька", говорит не о победе над мздоимством, а напротив — о признании полного поражения в борьбе с ним

Алена Солнцева

Как известно, идею "Ревизора" предложил Гоголю Пушкин. Можно сказать, что фильм "День дурака" снят по пушкинскому сюжету "о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей", а не по мотивам растасканной на цитаты пьесы Гоголя. Потому что у Гоголя центром действия был городничий со своими чиновниками, а главным смыслом — обличение "всего дурного в России". В новой комедии, снятой компанией Bazelevs, главным героем стал молодой человек, принятый главой администрации города за сотрудника Следственного комитета и в конце концов решивший стать настоящим следователем. Что до смеха, который бичует и разоблачает, являясь в "Ревизоре" Гоголя единственным "честным лицом", то и он поменял природу, став из горького и обличительного веселым и жизнерадостным. Продюсер фильма Тимур Бекмамбетов честно признался: "Мы не обличаем, а просто показываем: в России по-прежнему все так. Если зрители захотят что-то изменить — отлично, если нет — то смогут просто посмеяться от души".

Облегчение жанра — от сатиры к водевилю — объяснить можно. Если у современников Гоголя еще могли быть иллюзии относительно искоренения российского мздоимства, то спустя 180 лет они сохранились разве что у представителей Следственного комитета России, остальным — просто смешно.

Следственный комитет подключился к проекту, как утверждает его официальный представитель Владимир Маркин, случайно. Но узнав про замысел Бекмамбетова, в СКР решили, что "подойти с юмором к серьезнейшей теме борьбы с коррупцией — очень сильный творческий ход". Став консультантами картины, работники комитета проследили за ее содержанием: "Роль СКР в фильме отражена исключительно позитивно,— еще в июне успокоил господин Маркин сомневающихся.— Картина, на мой взгляд, станет своеобразной профилактической мерой в борьбе с коррупцией. Тема будет подана через юмор в максимально доходчивой форме".

Борьба с коррупцией — действительно неиссякаемый источник юмора, и фильм получился довольно смешной. Некий субтильный Иван Александрович (Алексей Веселкин), молодой балбес, набравший кредитов, но спустивший все деньги на развлечения, попадает в лапы к опытному коллектору, решившему во что бы то ни стало выбить из него долги (в этой роли выступил Александр Лыков, бывший Казанова из "Улиц разбитых фонарей", ныне почти один в один копирующий Георгия Вицина). Под угрозой смерти нерадивый должник сочиняет себе отца-фермера и вместе с мрачным своим цербером отправляется на раздолбанной тачке в провинцию, очевидно, надеясь по дороге сбежать. Скованные одной цепью попутчики попадают в аварию, виновницей которой стала дочка главы администрации маленького городка. Городок маленький, но взятки там берут большие, поэтому появившиеся после посадки губернатора области слухи о возможном появлении представителей правопорядка инкогнито обитателей повергают в ужас. Однако никто бы не подумал, что два москвича, запертые в местном отделении полиции и уже начавшие давать признательные показания, и есть проверяющие, если бы не шутка продвинутого интернет-пользователя. Ваня напечатал множество фото себя любимого в компании с разными знаменитостями, в том числе и с президентом РФ, и одну такую фотографию заподозривший неладное мэр нашел в поврежденном автомобиле.

В сущности, это уже половина фильма, причем самая интересная и живая, дальше все, в общем, предсказуемо.

И вот почему. Чиновников-взяточников, с тех пор как Гоголь описал их так выпукло, что часть тогдашней публики умирала со смеху, а другая часть кричала о злонамеренной клевете со стороны автора пьесы, в России изображали так часто, что никакой новизны или оригинальности быть не может. Поэтому типы провинциальных начальников в фильме даны самым общим образом, одним намеком. Все эти конверты с деньгами, проданные томографы и школьные компьютеры, недостроенные мосты и распиленные бюджеты уже в зубах навязли. Тем более что реальных представителей районной власти никто из создателей фильма, судя по всему, в глаза не видел, поскольку никаких конкретных персонажей, узнаваемых типажей, реальных сегодняшних ситуаций, характеров в фильме нет. Мимо составлявших в "Ревизоре" главную соль эпизодов с взятками и сцен, изображающих городские нравы, "День дурака" проскакивает на высокой скорости к финалу.

Финал известен, подумаете вы, и ошибетесь. Потому что в алкогольном кураже молодой человек с ходу нафантазировал некий новый поворот сюжета, заявив о тайном союзе честных патриотов, борцов с мировым заговором и всеобщим воровством, во главе с самим государем, то есть президентом (черновое название фильма было "Опричник"). И так воодушевил бывшего полковника, ныне влачащего тягостное бремя административного управления, что бравый, но недалекий ветеран ринулся с ходу крушить дорогостоящие иномарки. В принципе, покалеченные автомобили сегодня и есть символ всякого стихийного бунта, этим обычно все и заканчивается. И в кино все остается на своих местах, народ к банкету готов, на сцену выходит реальный Следственный комитет, который, впрочем, кажется, не наказывает жуликов и воров, но зато вербует в свои ряды новую, достойную смену. Борьба продолжается, искусство вечно.

Режиссер и сценарист фильма Александр Баранов и его соавтор Аркадий Казанцев явно готовы снимать следующую серию — "День дурака - 2", к работе над которой в качестве консультантов и спонсоров можно привлечь и Генеральную прокуратуру.

Тем более что основные герои — и невольный самозванец, и дочь городского главы — очень, как выясняется, симпатичные молодые люди, у которых впереди может быть много разных приключений. Не вполне понятно, правда, куда делся коллектор и не собирается ли он все-таки заставить своего клиента расплатиться. Но опять же, как Волк и Заяц, как Том и Джерри, они могут продолжать преследование вечно. Эта повторяемость как раз составляет особенность русской борьбы с коррупцией, о которой все-все знают, только поймать за руку никого не могут.

Вся лента