"У нас особое место на карте России"

от первого лица

Превратить Оренбуржье в деловой и культурный центр Евразии, площадку, где будут происходить важнейшие международные события, направленные на углубление интеграционных процессов между Россией, Казахстаном, Белоруссией и новыми участниками Евразийского союза,— такую цель ставит перед собой один из самых потенциалоемких регионов Российской Федерации. Об этом в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал губернатор Оренбургской области ЮРИЙ БЕРГ.

Фото: Владимир Соколов

— Оренбуржье с его уникальными географическими характеристиками оказывается сегодня в центре больших геополитических событий. Формирование многополярного мира, скорое вступление в силу Евразийского экономического союза — все это предопределяет историю России на годы вперед. У Оренбуржья со своим Отечеством одна судьба, поэтому мы сегодня в активном поиске своих возможностей в тех интеграционных процессах, которые происходят между Россией и странами Средней и Центральной Азии.

— Но интеграцию экономик России и Европы, России и Запада так просто не разорвать. На ваш взгляд, действительно ли санкции дают шанс отечественному производителю?

— Безусловно, это шанс укрепить отечественную экономику и возродить внутреннее производство. Другое дело, как мы этим шансом распорядимся. К примеру, Оренбургская область всегда сможет кормить себя. Мы полностью обеспечиваем свои потребности в большинстве продуктов питания. Более того, на нашей стороне исторические традиции — Оренбургская губерния была центром мясного скотоводства еще в царской России. В ХХ веке наши целинные степи буквально накормили страну хлебом. Регион готов решать проблему продовольственной безопасности на уровне страны. Мы рассматриваем это как реальную возможность вывести агробизнес на новый уровень.

— Что для этого надо сделать?

— Пример многих оренбургских предприятий доказывает, что сельское хозяйство может быть рентабельным бизнесом. Но при условии, что внедряются современные технологии, меняются устаревшие подходы. Нужно выстраивать цикл производств с полной переработкой сельхозпродукции, дотянуть производственную цепочку до непосредственного потребителя. В этом направлении будем двигаться решительно, потому что именно переработка является слабым звеном продовольственного сектора Оренбургской области.

— В растениеводстве вы предлагаете ориентироваться на повышение продуктивности и производительности. Что для этого нужно?

— Область находится в зоне рискованного земледелия. Но именно мы производим до 80% российского объема зерна пшеницы твердых сортов. Это дорогой и очень востребованный на мировом рынке продукт, используется для производства высококачественных макаронных изделий и кондитерской муки. Это наше конкурентное преимущество, которым мы планируем широко воспользоваться уже в ближайшее время. В минсельхозе области готовится программа "Развитие производства твердой пшеницы в Оренбургской области". Для роста продуктивности нужно создать сеть региональных центров селекции, сделать более дешевыми для сельхозпроизводителя минеральные удобрения — организовать их производство на территории области, взять курс на мелиорацию и обеспечить сбыт сельхозпродукции. Комплексный подход к укреплению материально-технической базы обеспечит рост производительности. Например, в России незаслуженно забыты МТС. Мы обратились к прошлому опыту и по территориальному принципу решили организовать машинно-технологические комплексы (МТК), оснащенные комбайнами, тракторами и другой техникой. В ближайшие два-три года в Оренбуржье должно появиться как минимум три таких МТК. Вся эта работа подчинена главной цели — обеспечению продовольственной безопасности Оренбуржья и всей России. Считаю, что наш регион может сыграть в этом процессе ключевую роль.

— Каким образом вы привлекаете инвестиции в область?

— Перед областью стоит задача с сегодняшних 160 млрд инвестиционных рублей в год поднять планку, как минимум, до 200 млрд руб. в 2020 году. Уверен, что нам это по силам. У нас сейчас в процессе подготовки и реализации 27 крупных инвестпроектов, создано порядка 5 тыс. новых рабочих мест — неплохой задел на будущее. Добиться успеха позволила работа над региональным законодательством. По версии АСИ, оно одно из лучших в стране. Мы провели полную стандартизацию процедур, настроили работу региональных институтов развития, в неформальном сотрудничестве с бизнесом выработали инвестиционную стратегию. На повестке дня снижение — вплоть до полной ликвидации — административных барьеров для бизнеса.

— И тем не менее возможности бюджета не отвечают ожиданиям людей.

— Люди имеют право мечтать о лучшем. Трудом моих земляков пополняется благосостояние страны: мы отдаем в федеральный бюджет более 70% собранных у нас налогов. Да, на решение всех насущных проблем региона денег не хватает. Поэтому мы ищем альтернативные способы удовлетворить запросы общества в повышении качества жизни. К примеру, для решения инфраструктурных проблем используем такой инструмент, как ГЧП. Оренбуржье оказалось в числе первых российских регионов, разработавших местный закон о государственно-частном партнерстве. Наши ГЧП-проекты — две столь нужные пациентам установки гемодиализа, родильный дом в Кувандыке, школа в Авиагородке, школа бокса "Сармат", комплекс социальных учреждений "Марсово поле", детский сад N17, ремонт одной из главных магистралей города, мусороперерабатывающий завод и внедрение современной системы сбора и утилизации твердых бытовых отходов. При участии частного капитала осуществляется реконструкция Южно-Уральского водозабора, который решит проблему снабжения областного центра качественной питьевой водой. Общая стоимость проекта — 1,2 млрд руб., срок реализации — февраль 2015 года. Отличный пример, удостоившийся внимания на федеральном уровне,— концессия на ЖКХ в моногороде Ясный. За год с момента подписания инвесторы сумели сделать то, что было невозможно в предыдущие десять лет.

В ближайшее время в рамках государственно-частного партнерства в Оренбуржье осуществится еще несколько проектов: дворец водных видов спорта, театральный центр с концертно-филармоническим залом и круглогодичным парком развлечений.

— Вы амбициозно заявили о претензиях на особый статус региона в ЕАЭС. Есть ли к тому основания?

— Оренбуржье — регион, расположенный в сердце Евразии. Мы связаны самой протяженной границей с Казахстаном. Считаю, что сейчас самое время в полной мере использовать преимущества своего географического расположения. Российская часть маршрута международного транспортного коридора Европа--Западный Китай начинается как раз в Оренбургской области. Скоростная трасса берет старт по территории России на МАПП "Сагарчин". Здесь пойдет отсчет нулевого километра в европейском направлении. Изменение транспортной логистики открывает для региона новые возможности. Как поясняют казахстанские эксперты, товаропоток крупнейших торговых интернет-площадок Китая уже перераспределяется на Россию, минуя морские порты. Потому что скорость доставки морским путем существенно превышает сухопутную доставку. То есть с появлением МТК скорость доставки китайских товаров будет существенно увеличена. То же справедливо и в отношении европейских товаров. Евразийский товаропоток пойдет через Оренбуржье, и это предпосылка для создания крупнейшего мультимодального транспортного и логистического центра — сухого порта. Вот та неосвоенная ниша, куда пойдет местный бизнес. В новой интеграции Оренбуржье будет осваивать рынки Казахстана, Киргизии, Узбекистана и других стран.

— Но евразийские столицы уже определены...

— И тем не менее шанс у нас есть. Он может быть связан с идеей "кочующей столицы Евразии", высказанной в Оренбурге на международной конференции. Кроме того, где три столицы — там и четыре, пять. Это может быть центр логистики, культурная столица нового межгосударственного объединения. Кстати, эту идею я озвучил на встрече с президентом России Владимиром Путиным и он благосклонно к ней отнесся. На мой взгляд, проект вполне экономически обоснован и может послужить неким институтом развития. Вообще евразийская тема в Оренбуржье звучит традиционно громко. Прежде всего это мощная гуманитарная составляющая. Один из крупных культурных проектов — международный кинофестиваль "Восток & Запад. Классика и авангард". Это единственный в России фестиваль co-production и один из четырех в мире, несущих в себе мультикультурный компонент. Здесь, на границе Европы и Азии, мы особенно остро ощущаем ответственность за культурную интеграцию и с честью выполняем миссию посольства мира и дружбы. В мире и взаимопонимании в Оренбуржье живут 126 национальностей. Многонациональность мы считаем благом и преимуществом, а межнациональные и этноконфессиональные отношения составляют важную часть общественного бытия. Поддержание национальной идентичности через содействие национально-культурному развитию народов Оренбуржья — основа региональной национальной политики. В системе государственного образования Оренбургской области предметом изучения являются семь языков народов России. Гостеприимство, традиции мира и добрососедства — часть нашего характера. Для нас это главная ценность!

Беседовала Дарья Фоменко

Вся лента