«И чего стоит тогда вся эта игра с формой?»

«Теллурия» Владимира Сорокина в Александринке: за и против

30 октября на Новой сцене Александринского театра покажут "Теллурию" — спектакль по последнему роману Владимира Сорокина, ставший первой работой главного режиссера Новой сцены Александринского театра Марата Гацалова. На момент сдачи номера в Петербурге состоялось всего три показа спектакля, но уже ясно, что мнения профессионального сообщества разделились: одни считают, что Гацалову не удалось совладать с прозой Сорокина, другие — что в сложившейся политической ситуации сложно было выбрать более удачный сценический материал. Мария Бессмертная изучила первые оценки спектакля

ПРОТИВ

«Хочется отбросить зеркала и спросить режиссера лицом к лицу, почему он использовал в своих благородных целях роман Сорокина, а не современные газетные передовицы. Ей-богу, было бы и актуальнее, и гармоничнее»
Андрей Пронин, Colta, 2 октября


ЗА

«Сделав спектакль „в расфокусе”, демонстративно отказавшись от перфектности и предпочтя ей неумолимую центробежность, режиссер воплотил идею полураспада, столь важную для Сорокина и — шире говоря — для времени, в котором мы живем»
Кристина Матвиенко, «Российская газета», 30 сентября


ПРОТИВ

«Все это превращается в монолитный иероглиф самого себя, когда театр вместо смысла-высказывания-трактовки предлагает попросту созерцать. А Сорокин, ну что Сорокин. Его можно прочесть»
Алексей Киселев,«Афиша-Воздух», 1 октября


ЗА

«Спектакль Марата Гацалова стоило бы предложить западным, да и вообще — иностранным театральным фестивалям: за границей помимо всего прочего «Теллурия» будет вызывать чисто этнографический интерес. Гипотетический зритель-иностранец начитан о российской внешней политике, но вряд ли представляет, как изменился политический климат в самой России»
Антон Хитров, «Ведомости», 30 сентября


ПРОТИВ

«Нет никакого Кельна. Не было там и талибов, не было ни войны, ни победы, ни Европы, ни мусульман, ни уральских партизан, ни философствующих актеров-мутантов с песьими головами. Поставить роман Сорокина, чтобы доказать, что нет никакого романа и тем более Сорокина — достижение сомнительное»
Лилия Шитенбург, «Город-812», 13 октября


ЗА

«Сорокина (как и Набокова) трудно переложить на язык театра, чья неизбежная телесность противоречит интеллектуальной литературной игре. Но есть такой старинный способ сценического существования — художественное чтение. В котором многоопытные александринцы — непревзойденные мастера»
Дмитрий Цикилин, «Деловой Петербург», 3 октября


ПРОТИВ

«Пойдя по пути визуализации прозы Сорокина, М. Гацалов при этом садится на текст каким-то таким образом, что удача зависит только от одаренности актеров. При всем авангардизме постановки интересны те места, которые хорошо сыграны — и скучны те, которые сыграны посредственно... И чего стоит тогда вся эта игра с формой?»
Марина Дмитриевская, 27 сентября


Вся лента