Телерейтинги собрали интернациональную аудиторию

Зрителей российского ТВ хотят считать четыре компании

На статус официального измерителя аудитории российских телеканалов нашлось четыре претендента: конкуренцию TNS Russia, принадлежащей британской WPP, на тендере составят американская Nielsen, немецкая GfK и российский "Ромир". На основании данных одной из компаний с 2017 года будут распределяться телерекламные бюджеты, превышающие 150 млрд руб. в год. Сам измеритель сможет за десять лет заработать больше 13 млрд руб.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Вчера завершился сбор заявок на тендер по выбору измерителя аудитории российских телеканалов, который организует Индустриальный комитет по телеизмерениям (ИКТ), представляющий интересы крупнейших участников рынка — "Газпром-медиа" (НТВ, ТНТ, "Пятница", ТВ-3, 2x2), ВГТРК ("Россия 1", "Россия 2", "Россия 24", "Россия К"), "Первого канала", "СТС Медиа" (СТС, "Домашний", "Перец") и "Национальной Медиа Группы" (РЕН ТВ и "Пятый канал"). Заявки прислали четыре компании, сообщил "Ъ" глава ИКТ Александр Костюк: действующий телеизмеритель TNS Russia (входит в Kantar Media, принадлежащую британской WPP), американская Nielsen, немецкая GfK и российский холдинг "Ромир". Все они внесли обеспечение 10 млн руб. Теперь у ИКТ есть 45 дней на рассмотрение заявок.

На основании телерейтингов продается реклама на ТВ. В прошлом году ее объем на эфирных каналах составил, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, 152,2 млрд руб. С конца 1990-х рейтинги измеряет TNS Russia, хотя в 2004 году индустрия уже пыталась сменить измерителя. Победителем тендера Медиакомитета стала итальянская AGB, но 7 из 13 членов комитета с этим не согласились. В результате каналы продлили договоры с TNS, а гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст отказался признавать данные этого измерителя. В ноябре 2013 года по инициативе "Первого канала", "Газпром-медиа" и ВГТРК был создан новый комитет — ИКТ.

На прошлой неделе ИКТ скорректировал максимальную стоимость контракта с будущим победителем конкурса. Первоначально она оценивалась в 1,225 млрд руб. в год на десять лет, начиная с 2017-го, а сейчас в документации фигурируют уже $35 млн. Это 1,388 млрд руб. по действующему курсу ЦБ. Цену изменили, чтобы "вывести за скобки курсовые колебания", пояснил господин Костюк. Стоимость будет ежегодно корректироваться с учетом индекса потребительских цен Росстата.

Ранее в документации появилось новое условие — необходимость иметь на балансе оборудование. Таким образом, ИКТ попытался защититься от "вторичных участников, которые покупают оборудование, бывшее в употреблении", говорит господин Костюк. Но гендиректор "Ромира" Андрей Милехин видит в этом попытку отсеять российские компании. "На тендере явные преференции отдаются западным корпорациям. Из них только TNS может легко уложиться в заявленную сумму, так как первоначальные вложения в оборудование сделаны уже давно",— уверен он. Технология самого "Ромира" в принципе не предполагает специального оборудования и основана на записи звука при помощи ПО, установленного на смартфоны и планшеты участников панели. Все три западные компании могут создать панель в требуемые сроки, убежден руководитель отдела медиаисследований российского офиса GfK Сергей Кетов. В TNS не комментируют ход тендера, в Nielsen не ответили на вопросы "Ъ".

Два месяца назад ИКТ о возможном участии уведомляли еще четыре компании: Synovate Comcon (входит во французскую Ipsos), ВЦИОМ, петербургские "Автоматические радиоэлектронные системы" и болгарская GAGB. В головном офисе Ipsos решили отказаться от участия в тендере из-за "высоких инвестиционных рисков, которые сейчас связывают с Россией", пояснила "Ъ" гендиректор Synovate Comcon Елена Конева.

Анна Афанасьева

Вся лента