300 премьер Ганновера

будущее здесь

Вообще-то их было еще больше. Организаторы 65-й Internationale Automobil-Ausstellung (IAA) в Ганновере, крупнейшего мирового смотра коммерческой автотехники, в лице Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (VDA) насчитали 322 мировые премьеры, 78 европейских и 52 немецких. Понятно, что основными поставщиками новинок выступили производители комплектующих. Впрочем, по количеству премьер прошедшая IAA не стала рекордной, зато отметилась достижением иного рода. Количество зарубежных участников (1216) впервые достигло 59% от общего числа экспонентов. Например, представительство компаний из Китая выросло на треть, до 200, в том числе в Ганновере впервые засветился DongFeng. На второй позиции по числу участников после китайцев оказалась Турция, и лишь за ней Нидерланды, Франция, Швеция и прочие европейцы.

Количество зарубежных участников (1216) на выставке в Ганновере впервые достигло 59% от общего числа экспонентов

Фото: Максим Сергеев, Коммерсантъ

Что касается ситуации на рынке, то радоваться особенно нечему, но и повода для уныния тоже нет. Продажи понемногу растут. Так, по данным VDA, реализация грузовиков в Западной Европе за первые пять месяцев 2014-го увеличилась на 3%, а в Германии — на 12%. По информации отделения Mercedes-Benz Vans, европейские продажи LCV (полной массой до 6 тонн) в первом полугодии выросли на 6,8%, а в Северной Америке — на 16,8%. Хотя имеются обратные примеры. В Латинской Америке, например, в частности на крупнейших ее рынках — в Бразилии и Аргентине, продажи LCV сократились на 6,9%.

Впрочем, зацикливаться на текущих проблемах в Ганновере никто не собирался. Недаром девизом IAA стала фраза "Driving the Future" — "Приближая будущее". Ближе всех к "прекрасному далеку" подобралась Daimler AG. Крупнейший мировой производитель коммерческих автомобилей представил концептуальный грузовик 2025 года. Его роль выполнял футуристического вида ходовой макет тягача с боковыми камерами вместо внешних зеркал заднего вида. Наивно было бы полагать, что именно в таком виде он и пойдет в серию через десять лет. Скорее под завязку напичканную электроникой машину следует рассматривать как своего рода элемент транспортной системы будущего, в которой функции грузовика будут куда шире, чем просто доставка груза из пункта "А" в пункт "Б", и он превратится в полноправного участника логистической цепочки. А его водитель будет не столько крутить баранку, сколько выполнять функции диспетчера. Во всяком случае, в июле грузовик будущего уже прокатил в автономном режиме по автобану в районе Магдебурга. Ходовой макет двигался со скоростью 80 км/ч и совершал необходимые перестроения без участия водителя, который лишь наблюдал за обстановкой, вальяжно раскинувшись в кресле, и, кажется, уделял больше внимания планшетнику, нежели происходящему на дороге.

Конечно, швабы могут позволить себе подобные чудеса, ведь ежегодный бюджет, идущий на исследования и разработки, исчисляется €1 млрд. И речь в данном случае идет только о Daimler Trucks. Разумеется, присутствовали на даймлеровском стенде новинки и куда более приземленные, ведь в общей сложности на суд публики выкатили 63 грузовика и автобуса. Мировой премьерой, например, отметился фургон Mercedes-Benz Vito нового поколения, по ряду параметров не имеющий равных в своем сегменте малотоннажного рынка. Никто из его одноклассников не может похвастать такой вариативностью: три типа привода — передний, задний, полный — и три кузова разной длины. Грузоподъемность до 1369 кг еще один рекордный показатель, не говоря уже о впечатляющем наборе систем активной и пассивной безопасности в стандартной комплектации. И все это великолепие на фоне весьма привлекательной цены, во всяком случае, у себя на родине — от €17 990 (без НДС) за переднеприводный фургон Vito 109 CDI.

В сегменте "каблуков" громкой премьерой заявил о себе Fiat Doblo четвертого поколения. Предыдущие поколения Doblo, родом с турецкого завода Тофас, снискали симпатию покупателей: с 2000 года реализовано более 1 млн "копий", а его доля европейского рынка LCV в этом классе составляет внушительные 25%. Семейство представлено тремя основными версиями — грузовой (Cargo), грузопассажирской (Combi) и бортовой. На выбор предлагается два варианта высоты кузова и два — колесной базы. Новый Doblo способен взять на борт до 1 тонны груза, а объем его грузового отсека превышает 5 кубометров. Не менее внушительно выглядит и силовой ряд. В арсенале итальянского "каблука" шесть турбомоторов, в том числе три дизельных семейства MultiJet II объемом 1,3, 1,6 и 2 л плюс три бензиновых 1,4 л TurboJet. К тому же 120-сильный TurboJet еще и битопливный, способный переваривать не только бензин, но и метан. Все это агрегатируется с пяти- и шестиступенчатыми механическими коробками передач, а также с роботизированной КП.

В 3,5-тонный сегмент малотоннажного рынка неожиданно вторгся Hyundai Motor. И не просто рынка, а вполне конкретного — европейского. В пару к хорошо известному LCV Hyundai H1 Cargo грузоподъемностью около 1,2 тыс. кг добавили более тяжелую модель H350.

Ее многофункциональная платформа позволяет монтировать три типа кузова — грузовой фургон, пассажирский микроавтобус и бортовой грузовик. Надо признать, что в этом сегменте H350 ждет довольно жесткая конкуренция со стороны признанных европейских производителей. И судя по обнародованным техническим параметрам, "кореец" пока заметно уступает именитым конкурентам в лице Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter или Fiat Ducato. Скажем, его максимальная грузоподъемность не превышает 1,4 тонны, а объем кузова — 12,9 кубометров. В моторном отсеке H350 дизельный двигатель 2,5 л с двумя настройками мощности — 125 и 170 л. с.

Второй по величине немецкий производитель грузовиков и автобусов MAN Truck & Bus отметился флагманской новинкой — TGX D38. Суть в том, что отныне для баварских грузовиков доступна новая рядная "шестерка" объемом 15,2 л, получившая индекс D38. Она представлена в трех версиях — мощностью 520, 560 и 640 л. с. В конструкции двигателя использовали как проверенные временем, так и абсолютно новые решения. Например, блок цилиндров и головки цилиндров изготовлены из высокопрочного чугуна с вермикулярным графитом. Высокие динамические качества обеспечиваются благодаря двухступенчатому турбонаддуву с промежуточным охлаждением. Впервые в двигателе для грузовых автомобилей применили систему охлаждения по принципу "сверху вниз", которая предусматривает приоритетное охлаждение участков головки цилиндра, подвергающихся особо высокой термической нагрузке. В первую очередь охлаждаются инжекторы, выпускные клапаны и кольца для седел клапанов, что способствует их лучшей сохранности. Также впервые используются так называемые купольные клапаны. Этот конструктивный элемент предотвращает деформацию впускных и выпускных клапанов благодаря дополнительному усиливающему компоненту конструкции тарелки клапана, имеющему форму купола.

Не обошлось в Ганновере и без автобусных премьер. Тот же Daimler явил миру новые версии Setra. В частности, семейство туристических лайнеров Comfort Class 500 пополнилось двумя новыми моделями — клубным S 500 длиной всего 10,4 м и почти 15-метровым "хайдекером" S 519 HD. Если первый в трехзвездном исполнении рассчитан на 43 посадочных места, то в салоне второго можно разместить более 70 пассажирских кресел. От грандов пытались не отстать и относительно небольшие семейные компании. Бельгийский Van Hool представил семейство автобусов туристического класса новой серии EX. В него вошли две двухосные модели EX15H и EX16M длиной соответственно 12 480 и 13 260 мм. Обе новинки отличает увеличенное на 100 мм переднее пространство, где располагается рабочее место водителя и гида. В свою очередь, польский Solaris Bus & Coach S.A. отметился дебютом своего бестселлера Solaris Urbino нового поколения. Городской автобус представлен в двух ипостасях: как 12-метровая соло-версия и 18-метровая "гармошка". В салоне Urbino 12 предусмотрено 16 мест для сидения, а в чреве Urbino 18 их может быть до 24. В качестве двигателя для Urbino фигурируют DAF MX11, а также Cummins — дизельный ISB6.7E6 и метановый ISLG8.9E6. Серийное производство новинок планируется начать в 2015 году.

Российский автопром — похоже, в гордом одиночестве — на IAA представлял подмосковный МЗ "Тонар". К слову, третий в РФ по объему выпуска производитель тяжелой прицепной техники после камазовских "дочек" НефАЗа и "Автоприцепа-КамАЗ". Прицепостроители из Губино привезли в Ганновер монстрообразный автопоезд в составе седельного тягача Iveco Trakker и двух самосвальных полуприцепов суммарной грузоподъемностью 100 тонн! По словам немца-стендиста, аналогичное изделие "Тонара" трудится где-то в Южной Америке.

P.S. В Ганновере традиционно подвели итоги европейских конкурсов Truck Of the Year и Van Of the Year. Грузовиком 2015 года стал Renault Trucks магистральной серии Т, а фургоном — Iveco Daily нового поколения. Кроме того, стало известно, что титула "Автобус 2015 года" удостоилась газовая "гармошка" MAN Lion`s City GL CNG.

Александр Солнцев, главный редактор журнала "Комтранс"

Вся лента