Агента заменили оперативником

У преступного сообщества полицейских появился новый раскаявшийся пособник

Вчера Мосгорсуд признал законным решение Измайловского райсуда, отказавшегося рассмотреть в особом порядке уголовное дело раскаявшегося агента ГУЭБиПК МВД Алексея Клюшкина. Суды, таким образом, дали понять, что не хотят создавать прецедент виновности предполагаемых организаторов преступного сообщества из числа экс-руководителей ГУЭБиПК, приговаривая их пособников. Однако сделать это, видимо, придется: вскоре в суд поступит дело оперативника Максима Назарова, заключившего сделку с Генпрокуратурой.

Бывший агент главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Алексей Клюшкин

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Вчера Мосгорсуд отклонил жалобу адвоката Дмитрия Волынца, посчитавшего необоснованным решение Измайловского райсуда, отказавшегося рассматривать в особом порядке уголовное дело его клиента Алексея Клюшкина. Поводом для разногласий стало предъявленное агенту ГУЭБиПК обвинение в том, что тот пособничал оперативникам в превышении должностных полномочий (ст. 33 и ст. 286 УК РФ). Господин Клюшкин, как указал СКР, предоставлял полицейским информацию о чиновниках, ставших в дальнейшем жертвами полицейских провокаций, и помогал фальсифицировать результаты оперативно-разыскной деятельности.

При этом по инкриминируемой самим бывшим полицейским ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества и участие в нем) агент не обвинялся, однако в тексте его обвинительного заключения расписывалась вся деятельность ОПС, а в качестве организаторов сообщества назывались экс-руководители ГУЭБиПК Денис Сугробов и Борис Колесников.

Обратив внимание на эти нестыковки, райсуд указал, что в обвинении господина Клюшкина содержатся "утверждения о преступной деятельности иных лиц", поэтому отдельное рассмотрение его дела в суде невозможно. Ведь в случае вынесения обвинительного приговора агенту, по мнению райсуда, на следующих процессах уже невозможно будет обеспечить "объективное разбирательство в отношении других фигурантов дела".

С этой позицией не согласился как адвокат Алексея Клюшкина, так и Генпрокуратура, требовавшая рассмотрение его дела в особом порядке. Постановление райсуда было обжаловано обеими сторонами в Мосгорсуде, но там его оставили в силе.

Отметим, что решение Мосгорсуда имеет важное значение для расследования уголовного дела ГУЭБиПК: он фактически дал понять СКР, что следствию не стоит рассчитывать на быстрые обвинительные приговоры в отношении раскаявшихся агентов ГУЭБиПК и создание, таким образом, преюдиции по основному делу.

Однако это вовсе не означает, что судебная "подготовка" к основному процессу, на котором будет оцениваться роль экс-руководителей ГУЭБиПК, прекращена. Как стало известно "Ъ", на очереди — судебное рассмотрение уголовного дела оперативника главка Максима Назарова. Экс-полицейский, напомним, принимал активное участие в наиболее резонансных операциях ГУЭБиПК, которые следствие сегодня считает провокационными. Оказавшись под арестом, Максим Назаров, как и Алексей Клюшкин, признал свою вину, однако, в отличие от агента, оперативник дал СКР и обличительные показания на своих бывших руководителей. Таким образом, он получил не только право на особый порядок рассмотрения своего дела, но и заключил досудебное соглашение с Генпрокуратурой. Это обстоятельство, напомним, обязывает следствие выделить дело господина Назарова, а суд — рассмотреть его отдельно от разбирательства по остальным фигурантам. Кроме того, СКР, видимо, учел позицию Измайловского райсуда и сразу включил в обвинение экс-полицейскому статью УК об участии в ОПС.

Поскольку в обвинительном заключении Максима Назарова описываются самые значимые из инкриминируемых господам Сугробову и Колесникову эпизодов преступной деятельности, а сам он признает не только свою вину, но и указывает на их причастность к преступлениям, можно предположить, что досрочное судебное подтверждение существования полицейского ОПС следствие все же рассчитывает получить.

Сергей Машкин

Вся лента