Isuzu здесь и там

Тест-драйв

Общий объем выпуска грузовиков СП "Соллерс--Исузу" превысил 15-тысячную отметку. На фоне падения в 21% производства коммерческих автомобилей в РФ в первой половине года, по данным ОАО "АСМ-холдинг", результаты российско-японского СП выглядят просто блестяще. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года выпуск увеличился в 3,7 раза и составил 1025 единиц. Если так пойдет и дальше, то у совместного предприятия есть все шансы с лихвой перекрыть итоговый результат 2013 года, когда в общей сложности было реализовано 1,7 тыс. грузовиков. Впрочем, конкретные планы уже оглашены: в 2014-м СП рассчитывает собрать 2750 единиц, в том числе 2340 шасси серии Elf (N-серия) и 204 шасси серии Forward (F-серия). В их число вошел и юбилейный 15-тысячный Isuzu Elf, собранный в РФ.

Фото: Александр Солнцев, Коммерсантъ

Elf — икона и бестселлер Isuzu Motors в одном лице. Одноименный малотоннажник первого поколения с еще бензиновым двигателем появился на свет в сентябре 1959 года и считается первым японским грузовиком бескапотной компоновки. Ныне с конвейера сходят Elf уже шестого поколения, а общий тираж автомобилей этой модели давно превысил 5 млн единиц.

Начало официального сотрудничества Sollers и Isuzu датируется февралем 2006 года, когда стороны подписали соответствующее соглашение. Сборка Elf по технологии SKD стартовала на площадке Ульяновского автозавода в июле того же года. Собственно, СП было образовано в августе 2007 года. В 2008-м производство перебазировали в Елабугу, а летом 2012-го вернули на "историческую родину", где и поныне собирают Elf, но уже по технологии CKD, грузоподъемностью от 1,5 до 6,5 тонны (полная масса, соответственно, 3,5-9 тонн). Сборочные комплекты доставляют морем из Йокогамы в Санкт-Петербург, а затем на родину Ильича. В Ульяновске освоены сварка и окраска кабин с катафорезным грунтованием, в данном случае задействован недавно смонтированный на УАЗе окрасочный комплекс Eisenman. В четвертом квартале СП планирует заняться также сборкой среднетоннажников серии Forward полной массой 12 и 18 тонн (грузоподъемность от 8 до 12,5 тонны). К слову, в летописи СП значится и короткий эпизод (в 2007-м) поставки в РФ тяжелых грузовиков Isuzu Giga (C и Е-серии).

Нынешняя проектная мощность ульяновской площадки "Соллерс--Исузу" — 5 тыс. автомобилей в год, которую при наличии спроса можно и увеличить, благо площади позволяют. Непосредственно производство разместилось на территории 5,1 тыс. кв. м, включая участок сварки (800 кв. м). Площадка складирования машинокомплектов занимает 3 тыс. кв. м, а склад готовой продукции — 6760 кв. м. Штат сотрудников — 250 человек. С продукцией СП работает порядка 35 кузовщиков, посему надстройки на шасси Isuzu можно встретить самые разнообразные: от бортовых платформ и фургонов до двухуровневых эвакуаторов, цистерн и мусоровозов. Формально "Соллерс--Исузу" заявляет о достигнутом уровне локализации производства в 36%, однако на практике имеет место, увы, и обратный процесс, связанный с низкими качеством или потребительскими свойствами отечественных комплектующих. Так, например, в Ульяновске отказались от шин и АКБ российского производства в пользу продукции Continental, Bridgestone и Bosch.

К концу года общее количество дилерских центров СП в РФ и Белоруссии планируется довести до 60, а в 2016-м — увеличить их численность до 70. В Ульяновске не скрывают своих амбициозных планов стать лидером российского рынка в сегменте автомобилей полной массой 6-12 тонн среди импортеров.

Вероятно, самым урожайным в истории "Соллерс--Исузу" стал предкризисный 2008-й, когда было собрано 4413 автомобилей. Впрочем, на фоне общих объемов производства материнской компании эти цифры, мягко говоря, не впечатляют, ведь Isuzu Motors считается одним из крупнейших в мире производителей коммерческих авто. В графе "объем выпуска" за 2013 финансовый год фигурирует 690 тыс. автомобилей, кроме того, японская компания выпускает еще обширную линейку индустриальных двигателей, начиная от двухцилиндровых рабочим объемом 0,5 л и до 15,7-литровых рядных "шестерок". Справедливости ради надо пояснить, что в общем объеме выпуска Isuzu доля собственно грузовиков относительно невелика. Львиная доля производства приходится на пикапы D-MAX и внедорожники на их базе MU-7, а также SUV Panther, которые к коммерческим автомобилям можно причислить с известной натяжкой.

Помимо заводов в Японии (два моторных завода — Tochigi и Hokkaido, сборочный Fujisawa плюс "автобусное" СП J-Bus с HINO Motors) в активе Isuzu Motors числится еще 30 сборочных заводов за пределами Японских островов. Введенный в строй в 1961 году головной завод Fujisawa занимает территорию 1,1 млн кв. м, на которой можно было бы разместить 30 футбольных полей. Предприятие полного цикла со штамповкой, сваркой, окраской и сборкой, выпускает грузовики всех трех модельных серий, а также трехлитровые дизельные двигатели 4JJ1. Кроме того, здесь собирают коробки передач и ведущие мосты. Средний возраст работников — 41 год, стаж работы — 18 лет 6 месяцев! В 2013-м предприятие отчиталось о 146 тыс. выпущенных грузовиков, план на нынешний — 157 тыс.

Кстати, на родине в Стране восходящего солнца в 2013-м осело лишь 62 тыс. Isuzu, остальные были экспортированы как в виде готовых автомобилей, так и сборочных комплектов (SKD и CKD).

Александр Солнцев

Кроме грузовиков японская компания выпускает еще и обширную линейку индустриальных двигателей

Вся лента