ОАО РЖД предложили поделиться госсредствами

Правила игры

Как удалось выяснить "Ъ", вице-премьер по Дальнему Востоку Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития Александр Галушка начали борьбу за госсредства, предусмотренные на реконструкцию БАМа и Транссиба. Чиновники пытаются забрать у ОАО РЖД 76,4 млрд руб. и направить их на другие проекты территорий опережающего развития. Это вызвало резкое недовольство в ОАО РЖД, а глава монополии Владимир Якунин вчера лично просил президента Владимира Путина проследить, чтобы средства бюджета достались ОАО РЖД.

Фото: Sorovas/ Wikimedia

О том, что вице-премьер, полпред президента по Дальнему Востоку Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития Александр Галушка предложили премьеру Дмитрию Медведеву перенаправить предназначенные в 2015-2017 годах на реконструкцию БАМа и "Транссиба" 76,4 млрд руб. субсидий на другие инфраструктурные проекты Дальнего Востока, "Ъ" рассказали несколько источников, знакомых с ситуацией. По их словам, предложение исходило от господина Галушки и было согласовано с вице-премьером. Министр, говорят собеседники "Ъ", объяснил предложение наличием более приоритетных проектов.

Один из источников "Ъ" уточнил, что министр имел в виду проекты, которые будут развиваться на территориях опережающего развития (ТОР) в соответствии с моделью социально-экономического развития Дальнего Востока. Министерство уже отобрало 14 площадок для ТОР — среди них, по данным "Ъ", Зарубино (группа "Сумма" Зиявудина Магомедова планирует здесь порт), остров Русский, Камчатка (предполагается, в частности, развитие морского торгового порта и создание туристско-рекреационного кластера "Паратунка"), Ванино--Советско-Гаванский (запланировано строительство портовых терминалов) и др. Кроме того, говорит собеседник "Ъ", министерство отобрало еще ряд проектов для господдержки, в частности Восточный нефтехимический комплекс "Роснефти", Находкинский завод минеральных удобрений, Наталкинское золоторудное месторождение Polys Gold.

Другой собеседник "Ъ" уточняет, что среди потенциальных претендентов на госсредства фигурируют транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2", которые связывают Дальний Восток с Китаем и портами стран АТР и нуждаются в реконструкции.

Источник "Ъ", знакомый с позицией Минвостокразвития, объясняет, что 76,4 млрд руб. для БАМа и "Транссиба" были включены в ФЦП Дальнего Востока, но министерство не отвечает за этот проект и попросило перераспределить их. БАМ и "Транссиб" предложено перенести в госпрограмму Минтранса по развитию транспортной системы "с выделением соответствующего дополнительного объема финансирования". В Минвостокразвития отказались от комментариев, пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заявила, что не располагает информацией об этом обращении. В Минтрансе отметили, что поручений на эту тему не поступало, в Минфине и Минэкономики на запрос "Ъ" не ответили.

Общие затраты на реконструкцию Восточного полигона (БАМа и "Транссиба") до 2018 года оцениваются в 562 млрд руб. Из них 300 млрд руб. даст ОАО РЖД, 150 млрд руб.— средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), 110 млрд руб.— субсидии из бюджета. В этом году запланировано выполнение работ на 61,4 млрд руб., общий объем заключенных в 2014 году контрактов оценивается ОАО РЖД в 90 млрд руб. Из ФНБ будут привлечены 50 млрд руб., остальное — деньги самой монополии.

По словам одного из собеседников "Ъ", на прошлой неделе у Юрия Трутнева прошла встреча с представителями ОАО РЖД и "Колмара" (подконтролен Геннадию Тимченко, развивает Денисовское и Чульмаканское месторождения угля в регионе), в ходе которой они пытались убедить чиновника в необходимости сохранения бюджетного финансирования БАМа и "Транссиба". Но, добавляет собеседник "Ъ", разговор не удался: господин Трутнев полностью солидарен с идеей Александра Галушки. Представители Юрия Трутнева, ОАО РЖД и "Колмара" отказались комментировать эту тему. Источник "Ъ", близкий к ОАО РЖД, утверждает, что предложение не встретило поддержку в правительстве и его уже нельзя считать актуальным. Но опасение по поводу госфинансирования вчера высказал и глава ОАО РЖД Владимир Якунин, публично попросивший Владимира Путина проследить за выделением средств на БАМ и "Транссиб".

Экономическая эффективность проекта (в первую очередь БАМа) действительно неочевидна, отмечает Михаил Бурмистров из "Infoline-Аналитика", но проекты, на которые предлагается перераспределить средства, выглядят еще слабее с точки зрения инвестпривлекательности и возможности привлечения частного капитала. По мнению аналитика, распределение средств между несколькими проектами несет риски того, что они не будут реализованы, а Минвостокразвития может оказаться неспособно проконтролировать их расходование.

Юлия Галлямова, Кирилл Мельников

Вся лента