Автоботы после рестайлинга

Сумеют ли «Трансформеры» четвертого поколения повторить успех предшественников

Четвертая часть "Трансформеров", как и положено крупномасштабному интернациональному проекту, стартует одновременно в большинстве кинотеатров мира.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Появление на свет четвертого фильма было предопределено оглушительным успехом третьего: тот в 2011 году собрал в прокате $1,123 млрд, отметившись весьма приличным коэффициентом кассового успеха (ККУ) 5,75 благодаря тому, что бюджет удержался в пределах $195 млн. Несмотря на заманчивый гонорар исполнитель главной роли Шайя Лабаф наотрез отказался от дальнейшего участия во франшизе, и за ним долой с корабля едва не отправился Майкл Бэй, не вылезавший до этого из режиссерского кресла. Обладательница прав на вселенную "Трансформеров" компания Hasbro, которая твердо решила воплощать квадриквел, рассматривала на этой позиции Роланда Эммериха, Джо Джонстона, Стивена Соммерса и даже Дэвида Йейтса, но пришла к выводу, что заменить Бэя решительно некем, и отправилась к режиссеру на поклон.

Среди фанатов до сих пор нет единства в ответе на вопрос, к худу или к добру Бэй согласился вернуться. Одни считают, что он единственный в мире специалист, способный правильно воплотить в кино автоботов, десептиконов и прочую металлическую нечисть. Другие уверены, что Бэй всю эту историю в грош не ставит, а использует многобюджетные постановки для того, чтобы троллить злопыхателей и предаваться любимому занятию — устраивать большие взрывы. Ведь все знают, что режиссер просто повернут на взрывах и катастрофах, главным образом за это его и держат в Голливуде.

Так или иначе, Бэй занялся разработкой четвертой части. Для начала он полностью сменил людской состав актеров: в главной положительной роли объявился Марк Уолберг, с которым Бэй ударно поработал на картине "Кровью и потом: Анаболики", в главной отрицательной — Стэнли Туччи, которому не привыкать изображать мерзавцев. Главные роботы, разумеется, остались на месте, кто ж всерьез захочет отправить в отставку Оптимуса Прайма. Добавились и новые: автоботы будут защищать человечество от нашествия диноботов — механических динозавров повышенной разрушительной силы. В продюсировании приняли участие две китайские компании — China Movie Channel и Jiaflix Enterprises. Благодаря этому проект приобрел в КНР статус совместного предприятия, и его не коснется закон о квотах на иностранные фильмы. Эту уловку Hasbro уже использовала при производстве "Железного человека-3", тем временем большинство китайских сцен было успешно снято в США. Детройт изображал Гонконг, а район Чикаго под названием Маккормик-Плейс — неназываемый город в Китае. Впрочем, Майкл Бэй и съемочная группа все же провели недельку в КНР: отработали пункт в контракте и натуру поснимали. Ту командировку Бэй, очевидно, вспоминает до сих пор, поскольку в Гонконге группа стала объектом нападения и вымогательства двух местных торговцев, братьев Мак, один из них даже швырнул в Бэя кондиционером, но промахнулся.

Никто особенно не сомневается, что новым "Трансформерам" по силам собрать кассу, достаточную, чтобы боссы Hasbro уговорили Бэя остаться на пятый фильм. Да и самому режиссеру грех жаловаться: робопостановки — его самые кассовые работы, благодаря которым на его личном счету — $2,668 млрд сборов. Однако нет сомнения, что Бэй был бы не против остаться в памяти потомков как-нибудь еще.

Недавняя попытка — уже упомянутые "Потом и кровью" 2013 года — показала, что Бэй в состоянии снимать картины с бюджетом $26 млн, которые будут приносить в три с лишним раза больше денег ($94,7 млн, ККУ 3,64). Но в топ-5 самых кассовых постановок режиссера за вычетом "Трансформеров" она не попала. Последнее место в списке — у фантастического фильма 2005 года "Остров", по большому счету провального: $162,9 млн сборов при $126 млн бюджета и жалкий ККУ 1,29. После "Острова" все были готовы похоронить Бэя, но через два года в жизнь режиссера пришли гигантские человекоподобные роботы.

Обладатель четвертого места справляется уже получше: сиквел полицейского комедийного боевика "Плохие парни" за 2003 год, где в главных ролях снялись Мартин Лоуренс и Уилл Смит, а на позиции продюсера находился Джерри Брукхаймер, заработал $273,3 млн. Из-за бюджета, вместе с гонорарами звезд составившего $130 млн, ККУ у "Плохих парней-2" умеренный — 2,1.

Третье место — у второй полнометражной работы режиссера, "Скалы" 1996 года. В работу над постановкой за $75 млн он вступил подающим надежды, а после проката, который принес $335 млн (ККУ — 4,46), стал полноправной звездой жанра экшен. Характерно, что на ресурсе кинорецензий Rotten Tomatoes "Скала" — единственный фильм Бэя, у которого свежий рейтинг (67%), то есть большинство критиков его одобряют.

Второе место досталось военному эпику "Перл-Харбор", который был выпущен в 2001 году, к 60-летию нападения японской авиации на базу ВМС США на Гавайях. Список исторических неточностей, допущенных режиссером и сценаристами, занимает несколько страниц убористого текста с гиперссылками, критики растоптали картину, несмотря на очевидный патриотический заряд. Впрочем, это не помешало ей собрать $449,2 млн в мировом прокате, что при внушительном для своего времени бюджете $140 млн дает приличный ККУ 3,2. Венчает список кассовых удач Майкла Бэя, не связанных с "Трансформерами", картина 1998 года "Армагеддон". Она тоже входит в список "Майкл Бэй против исторической, физической и логической достоверности", зато в ней снялись Брюс Уиллис и Лив Тайлер, а Петер Стормаре изобразил российского космонавта Льва Андропова, способного при помощи такой-то матери и разводного ключа починить космический корабль. 140-миллионный проект собрал $553,7 млн, обеспечил себе приемлемый ККУ 3,9 и позволил Майклу Бэю продержаться на других проектах до прихода "Трансформеров".

Вся лента