К читателям газеты "Коммерсантъ"

Климент, митрополит Калужский и Боровский

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

Вознесение

Сегодня праздник Вознесения Господня! Радость Воскресения Христова, пришедшая после скорбных страстных дней, изменила апостолов. Они были счастливы, ибо в течение сорока дней после Своего Воскресения Христос являлся им уже в новом теле. На нем были раны, свидетельствовавшие о страданиях, но оно жило по другим законам — прославленного естества.

На сороковой день Христос является апостолам на горе Елеонской, дает им последнее наставление, обещает послать Утешителя Духа Святого и возносится на небо. Расставание с любимым Учителем должно было опечалить апостолов, однако они возвращаются "в Иерусалим с радостью великою" (Лк. 24:52). Необычное состояние — разлука с радостью.

В нашей повседневной жизни скорби, проблемы, даже самые малые неприятности могут вывести нас из равновесия, стать причиной расстройства, поводом для раздражения. Радость и печаль попеременно занимают место в нашем сердце, отвлекая нас от главного — Христа.

Только рассеянный человек может позволить себе безудержно предаваться эмоциям, радоваться или печалиться до болезного состояния. Паисий Святогорец писал, что "эмоции ослепляют душу" и, только удалив от себя расслабленность и робость и убежав "от своей эгоистической индивидуальности", мы "можем прорваться к Небесной Жизни".

В чем смысл сегодняшнего праздника. Господь после Воскресения должен был оставить своих учеников, вернуться к Божественному Отцу и прислать им Духа Святого.

Но мы видим, что при расставании апостолы ведут себя странно: они переживают радость. С точки зрения обычного человека в драматургии этого события есть какая-то неестественность: только что апостолы обрели своего Учителя, сорок дней после Воскресения пребывали с Ним, казалось, у них много времени для общения, но Он оставляет их. Уходит самый дорогой Человек, а они радуются. Но эта радость необычная, она дана им свыше. Они радуются Его радостью, не за Него, а вместе с Ним, радуются за себя, за весь мир.

Царство Христа вне времени. Здесь действуют другие законы, которые придают чуду свойства факта: вода превращается в вино, умножаются хлеба, ходят расслабленные, исцеляются слепые, оживают умершие. Да и сам факт Воскресения Христа — это чудо, которое можно воспринять только верой.

Если мы посмотрим на примеры из жизни святых, то увидим нечто подобное. Святые мученики по собственной воле принимают страдания за Христа и идут на смерть. Что давало им силы для этого? Ведь они не общались с Ним, не видели Его, не слышали Его слов?

Причина в том, что эти люди были истинно духовными и они сохранили верность Христу до конца. Как пишет святитель Филарет Московский, "если ты познал Господа Иисуса и вкусил, яко благ Господь", то почувствуешь, "какая без Него пустота в мире, какая без Него пустота в сердце". Никто не отказывается от того, что приносит истинную радость. Но почему же мы забываем Христа?

Если жить сугубо материальной жизнью, предаваясь греховной радости и печали, стремиться только к земному счастью, забывая о Боге и полагая, что можно прожить так всю жизнь, то можно потерять все. Старец Паисий Святогорец говорит: "Если человек уже начал жить духовной жизнью и вновь скатывается на земное, то в тот же день потеряет все, что имел. Причем это произойдет незаметно".

Вся лента