«Красным человечкам» указали место

Наследие «культурной революции» сносят и демонтируют

В крайадминистрации инициировали демонтаж арт-объектов, возведенных во времена «культурной революции» предшественника губернатора Виктора Басаргина. По официальной версии, скульптуры будут установлены в специальном парке современного искусства, участок для которого уже якобы ищут городские власти. Но, как выяснил „Ъ“, в горадминистрации такой вопрос не обсуждался.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Краевые власти зачищают городское пространство от артефактов «пермской культурной революции». За минувшие выходные с площади перед органным залом краевой филармонии исчезли «Красные человечки». Фигура Icon Man московского арт-дуэта «Электробутик», простоявшая почти два года у большого зала филармонии, также исчезла.

В краевом минкульте „Ъ“ подтвердили, что человечки демонтированы, но сделано это временно. Чиновники хотят видеть их в специализированном парке современного искусства. Они уже обратились к городским властям с просьбой подобрать подходящую площадку. В этом парке окажутся все арт-объекты, установленные в городе во время «пермской культурной революции», сообщила „Ъ“ замминистра культуры Ирина Ясырева.

Напомним, «Музей современного искусства PERMM» начал масштабную public-art-программу «Музей в городе» в 2010 году. Проект предполагал интеграцию современного искусства в городскую среду и общественное пространство. Широкий резонанс вызвало появление таких объектов, как «Красные человечки» Андрея Люблинского, буквы «Власть», «Яблоко» Жанны Кадыровой, «Пермские ворота» Николая Полисского. Так, возмущение депутатов, например, вызвали красные человечки: в них парламентарии увидели пародию на себя. В рамках программы в Перми также установлены объекты: «LOVE», «Счастье не за горами», «Слава труду» группы Pprofessors, а также «Черный ангел» и «Скарабей» Молдакула Нарымбетова, Icon Man арт-дуэта «Электробутик» (Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин). Стоит отметить, что появление арт-объектов вызвало неодно­значную реакцию пермского сообщества. Руководитель краевого союза художников Равиль Исмагилов однажды даже пригрозил сжечь красных человечков.

Отметим, что впервые с заявлением о планах сконцентрировать все арт-объекты в одном месте еще летом 2012 года выступил губернатор Пермского края Виктор Басаргин. В прошлом году в КГАУ «Музей современного искусства PERMM» поступило письмо с просьбой представить предложения по размещению всех городских скульптур, вошедших в арт-программу, в одном месте. Тогда эксперты „Ъ“ сделали вывод о том, что все планы закончатся созданием некоей «резервации».

В декабре прошлого года при подготовке шествия олимпийского огня от музея PERMM были временно демонтированы арт-объекты «Слава труду» и «Черный ангел». Но обратно их не вернули: они не появились ни на новом месте PERMM (ул. Кирова), ни на старом, у речного вокзала.

Интересно, что в городской администрации о планах краевых чиновников ничего не знают. Собеседник „Ъ“ в городской администрации сообщил, что вопрос создания парка современного искусства ни разу не обсуждался. И тем более, планы по выделению земельных участков.

Депутат заксобрания Илья Шулькин говорит, что «категорически против» создания парка арт-объектов. «Проявление нетерпимости к современным культурам, архитектурным формам и скульптурам совершенно недопустимо для развитого общества. Мне не понятна такая позиция исполнительной власти, ведь чиновники, бывая за границей, видят, каким разным может быть современное искусство. У меня достаточно сложное отношение к современному искусству, не все нравится. Но не считаю возможным давать советы относительно того, что нужно упаковать на склад, а что имеет право стоять на улице. Если объект не нарушает норм морали, каких-то общечеловеческих ценностей и не оскорбляет чьих-то чувств, то он является возможным проявлением взглядов художника», — отметил собеседник.

По данным „Ъ“, решение о сносе объектов было принято по личному распоряжению главы администрации Алексея Фролова. На прошлой неделе господин Фролов отметился резкими заявлениями в адрес одного из разработчиков концепции фестиваля «Белые ночи» по политическим мотивам. Таким образом, это решение можно воспринимать как усиление позиций недавно назначенного главы администрации.

Надежда Емельянова, Дина Полина

Вся лента