Эпоха в двух пьесах

Умер Виктор Славкин

Некролог

Фото: фотоархив "Огонек"

На 79-м году жизни после тяжелой болезни скончался знаменитый российский драматург, автор пьес "Взрослая дочь молодого человека" и "Серсо" Виктор Славкин.

Виктор Славкин, имя которого уже вошло в историю русского театра, написал не так уж много пьес. И по образованию никакого отношения к театральному искусству не имел: в конце 50-х он окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Но, как и многие тогдашние технари, он увлекался театром и вскоре по собственной инициативе стал писать одноактные пьесы, которые были не только замечены, но и поставлены в популярном тогда студенческом театре-студии МГУ.

Неизвестно, впрочем, как сложилась бы судьба Славкина, если бы не его встреча с режиссером Анатолием Васильевым. Пожалуй, после творческого союза Антона Чехова и основателей Московского художественного театра это был самый важный и плодотворный союз драматурга с режиссером в русском театре прошлого века. Васильев поставил всего два спектакля по двум пьесам Виктора Славкина: в 1979 году — "Взрослая дочь молодого человека" (пьеса называлась "Дочь стиляги"), а в 1985-м — "Серсо". Если бы не Васильев, вряд ли Славкин стал бы знаменитым. Если бы не Славкин, Васильев бы не сделал самые знаменитые свои работы — в частных вроде бы, кухонно-дачных-семейных историях из жизни советской интеллигенции был, как потом уже стало понятно, сконцентрирован опыт всего застойного поколения и нарисован его честный и психологически точный портрет. Спектакли не только подводили эмоциональный и языковый итог целой эпохи, но и предлагали новое понимание театральной правды — и даже предсказывали, для самых чутких, грозы и потрясения будущего.

Ни одна из более поздних работ Виктора Славкина (он писал не только для театра, но и для мультипликации, а также эссе) такого значения для театральной истории не имела. Похоже, что он действительно точнее других почувствовал именно 70-е — и это почти осязаемое чувство прошлого помогло ему отлично писать сценарии для популярной телевизионной передачи "Старая квартира", посвященной истории позднесоветского быта.

Вспоминая прошлое, Славкин не забывал думать о будущем. Его смело можно считать отцом сегодняшней российской "новой драмы": он был одним из основателей фестиваля "Любимовка" и много сделал для поддержки молодых драматургов. Будучи многолетним представителем России в художественном совете европейского фестиваля "Новые пьесы из Европы", самого важного форума современной драматургии, Славкин очень много сделал для того, чтобы о русских пьесах знал мир и чтобы в России ставились и переводились лучшие европейские новинки. В новом веке он, казалось, чувствовал себя гостем из прошлого, но остро понимал, что и чужое ему время должно говорить только своими собственными словами.

Роман Должанский

Вся лента