Правила игры

ищет обозреватель отдела бизнеса Анатолий Ъ-Джумайло

Вчера владелец НЛМК Владимир Лисин сделал довольно резкое и нетипичное для своей осторожной манеры общения заявление. "У нас образовалась группа аутсайдеров на металлургическом рынке ... Механизм банкротства в конечном счете придется использовать, у российского государства не хватит достаточно бюджетных денег, чтобы раздавать",— сказал бизнесмен, добавив, что, по его мнению, "в ближайшее время поляна участников металлургического рынка в России будет меняться". Когда подобное высказывание исходит не только от одного из крупнейших российских бизнесменов, но и от человека, стоявшего у истоков создания постперестроечной металлургии страны и до сих пор являющегося одним из самых ярких ее участников, поневоле принимаешь эти слова всерьез. И сразу же задаешься вопросом: кто же при смерти?

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Ответ кажется очевидным. Уже не первый год участники рынка с интересом смотрят, как жонглируют своими долгами, обходя кабинеты банкиров и чиновников, "Мечел", "Русал" и Evraz. Именно они просили у правительства все возможные виды поддержки прошлой осенью. В правительстве пока не решили, стоит ли адресно поддерживать отрасль, а глава Минэкономики Алексей Улюкаев не так давно заявил: "необходимость — вопрос дискуссионный, а возможностей не вижу".

Ни в "Русале", ни в "Мечеле" слова господина Лисина не комментируют. Но вот парадокс — никто из моих собеседников в отрасли и банковских кругах не слышал, чтобы этим компаниям, несмотря на все финансовые сложности, в ближайшее время грозили серьезные проблемы в переговорах с кредиторами и правительством. "Мечел" вроде бы рефинансировал и реструктурировал долги, близок к этому и "Русал" (у Evraz большая часть долга — публичные заимствования). Теоретически Владимир Лисин мог, конечно, говорить и о каких-то локальных игроках, но вряд ли их проблемы приведут к переделу "металлургической поляны". Правда, указывает один из моих собеседников, тут как смотреть: банкротятся ведь уже небольшие региональные заводы, изначально входившие в группу "Эстар", но с 2009 года находившиеся под управлением "Мечела".

Второй вариант — господин Лисин просто сделал жесткий прогноз. Один из участников вчерашней встречи в Лондоне склонен трактовать слова бизнесмена в том ключе, что при постоянном росте издержек в России и низких ценах на продукцию металлурги сталкиваются с проблемами, в решении которых государство не поможет. "Лисин имеет в виду очевидное: настали тяжелые времена",— соглашается участник отрасли. В апреле 2010 года Владимир Лисин говорил в интервью Forbes: "Если кому-то дали деньги и он удержался, это еще не значит, что он твердо стоит на ногах. Кто-то все равно свалится, а кто-то потихоньку начнет выкарабкиваться". Сейчас те, кому дали деньги, все еще выкарабкиваются.

Вся лента