Гарантийный случай

Владельцы "Моего банка" сняли поручительство по его обязательствам

Новым владельцам "Моего банка", испытывающего проблемы с проведением платежей с конца прошлого года, пока не удалось стабилизировать ситуацию с ликвидностью. Более того, со вчерашнего дня с сайта банка исчезла информация о гарантиях по взятым банком на себя обязательствам со стороны мажоритарного собственника — компании FFF Finance Group B.V. Это изначально был имиджевый ход, который в сложившихся условиях утрачивает смысл, указывают эксперты. При этом вопрос санации банка со вкладами почти на 12 млрд руб. остается открытым.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

FFF Finance Group B.V. принадлежит 94,81% долей банка. Обязательство гласило, что компания обязуется в случае необходимости дополнительных средств, требующихся для исполнения банком взятых на себя обязательств перед резидентами РФ, предоставить ему средства в объеме, достаточном для исполнения указанных обязательств. Гарантия, по сути, исходившая от новых собственников банка (вместо экс-сенатора Глеба Фетисова в декабре владельцами FFF Finance Group B.V. стали 11 физлиц), истекала только 22 октября 2014 года.

Традиция собственников банка давать гарантию по вкладам заведена еще в 2007 году. Но господин Фетисов, в отличие от новых владельцев, делал это лично, а не через компанию-нерезидента, владеющую банком на первом уровне. В связи с чем с сайта "Моего банка" исчезла информация о гарантии и означает ли это, что теперь владельцы банка ничего никому не гарантируют, в "Моем банке" уточнить не удалось. Дозвониться до сотрудников колл-центра банка вчера оказалось невозможно. В пресс-службе от комментариев по этому вопросу отказались.

Информационную закрытость банк проявляет не в лучший для себя момент. Проблемы со своевременным и полным исполнением обязательств он испытывает с конца 2013 года. Еще в конце декабря "Мой банк" ограничил выдачу наличных с вкладов и пластиковых карт 20 тыс. руб. в день. Получение вкладов свыше 100 тыс. руб. осуществлялось по предварительной записи через пять-семь дней. Банк обещал разрешить ситуацию в течение двух-трех недель. Однако, по сообщениям клиентов банка на форумах, платежи по-прежнему проходят с серьезными перебоями, не нормализовалась и ситуация с вкладами.

Таким образом, похоже, исчезнувшая гарантия даже в момент своего существования де-факто ничего не гарантировала. Более того, по мнению юристов, документ по форме был далек от гарантии и вряд ли обладает силой. "Гарантия выдается в пользу кого-то, в данном случае собственник обязуется дофинансировать банк в случае возникновения у него проблем,— рассуждает партнер компании "Яковлев и партнеры" Игорь Дубов.— Получается, что выгодоприобретатель — банк, которым владеет гарант. Непонятно, как в таком случае клиенты банка могут реализовать права по гарантии, и есть ли они вообще". Скорее, это был имиджевый ход, а исчезновение информации о гарантии с сайта лишь подтверждает это, считает он.

Впрочем, особых проявлений поддержки банком своего имиджа не наблюдается, причем не только перед клиентами, но даже перед регуляторами. По данным "Ъ", вопрос о возможности санации "Моего банка" поднимался ЦБ в конце 2013 года, однако так и остался в подвешенном состоянии, поскольку оценить ситуацию в банке с первой попытки АСВ (по процедуре оно после обращения ЦБ проводит такую оценку) не удалось. Как рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией, банк препятствовал проведению проверки. Правда, вскоре после этого без объяснения причин "Мой банк" сменил руководителя (вместо Игоря Лейко, пришедшего с новыми собственниками, и. о. предправления назначен человек из старой команды топ-менеджмента Сергей Львов). Изменит ли это отношения с регуляторами и шансы банка на решение проблем, покажет время. По данным "Ъ", повторная попытка проверить банк на предмет возможности санации, что само по себе еще ее не гарантирует, может быть предпринята в ближайшее время. Средств на счетах физлиц в Моем банке на 1 декабря 2013 года было 11,8 млрд руб.

Елена Ковалева, Светлана Дементьева

Вся лента