Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Технологии
  • Здоровье +
  • Сомелье
  • Ответственный бизнес
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Энциклопедия красоты
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Регата
  • Академия
  • Юридический рейтинг
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 77,27
    • € 89,70
    • ¥ 10,88
    • IMOEX 2713,17
    Обзор законов декабря Новое на Weekend Валютный прогноз Колесников о Путине Отношения РФ и США СВО Спор банков и маркетплейсов Криптовалюты Экономика РФ ЛУКОЙЛ США и Украина Санкции Мессенджеры Цены на бензин Деньги Генератор Медведева Наука Тесты «Ъ» Эксклюзивы «Ъ» Команда Трампа Книга об истории «Ъ» Тенденции Стиль
Следующая страница
  • Фото
27.02.2025, 21:02

Самолет, перевозивший самолеты

60 лет назад поднялся в воздух Ан-22

Самый большой турбовинтовой самолет в мире совершил первый полет 27 февраля 1965 года. А уже в июне того же года он произвел сенсацию на авиасалоне во французском Ле-Бурже, куда прибыл вместе с новейшим дальнемагистральным лайнером Ил-62 и оригинальным транспортным вертолетом Ми-10. Этот набор впечатляющих новинок доказывал: авиационная промышленность СССР на подъеме. Эксплуатировался Ан-22 до лета 2024 года.

Текст: Валерий Чусов
Предыдущая фотография
Разработка Ан-22 началась после передачи в производство Ан-12 — очень удачного транспортного самолета. Но он был рассчитан всего на 21 тонну груза. Основному заказчику — военным — нужна была более крупная машина. В декабре 1960 года вышло постановление правительства о разработке нового самолета грузоподъемность 40 тонн. Известный сначала как «изделие 100», позднее он и стал Ан-22. Таким образом, на разработку ушло всего четыре года
<BR>На фото: авиаконструктор Олег Антонов

Разработка Ан-22 началась после передачи в производство Ан-12 — очень удачного транспортного самолета. Но он был рассчитан всего на 21 тонну груза. Основному заказчику — военным — нужна была более крупная машина. В декабре 1960 года вышло постановление правительства о разработке нового самолета грузоподъемность 40 тонн. Известный сначала как «изделие 100», позднее он и стал Ан-22. Таким образом, на разработку ушло всего четыре года
На фото: авиаконструктор Олег Антонов

Фото: Марк Редькин, Константин Шамшин / ТАСС

Размеры грузовой кабины Ан-22 — 4,4 м в высоту и ширину, 30 м в длину — были такими же, как у разрабатывавшегося в то же время гигантского вертолета В-12. Самолет доставлял бы груз до аэродрома, а вертолет — в нужную точку. Ориентиром для выбора размеров были перспективные ракеты. Однако позже требования заказчика изменились, вертолет оказался не нужен, так что взлетевший в 1968 году В-12 так и не стал серийным Ми-12. А вот Ан-22 пошел в серию и эксплуатировался более полувека
<BR>На фото: авиаконструктор Олег Антонов

Размеры грузовой кабины Ан-22 — 4,4 м в высоту и ширину, 30 м в длину — были такими же, как у разрабатывавшегося в то же время гигантского вертолета В-12. Самолет доставлял бы груз до аэродрома, а вертолет — в нужную точку. Ориентиром для выбора размеров были перспективные ракеты. Однако позже требования заказчика изменились, вертолет оказался не нужен, так что взлетевший в 1968 году В-12 так и не стал серийным Ми-12. А вот Ан-22 пошел в серию и эксплуатировался более полувека
На фото: авиаконструктор Олег Антонов

Фото: Б. Вдовенко / РИА Новости

На Ан-22 ставили самые мощные турбовинтовые двигатели в мире — НК-12МА с тягой в 15 тыс. э. л. с. Аналогичные двигатели НК-12МВ использовали дальний бомбардировщик Ту-95 и самый быстрый турбовинтовой авиалайнер — Ту-114. Для реализации огромной мощности установлены сдвоенные пропеллеры — на одной оси стоят по два четырехлопастных винта диаметром 6,2 м, вращающиеся в противоположных направлениях. Они обеспечивают крейсерскую скорость в 560 км/ч и максимальную — в 620 км/ч. Дальность с нагрузкой 40 т — 5225 км. Максимальная нагрузка — до 80 т

На Ан-22 ставили самые мощные турбовинтовые двигатели в мире — НК-12МА с тягой в 15 тыс. э. л. с. Аналогичные двигатели НК-12МВ использовали дальний бомбардировщик Ту-95 и самый быстрый турбовинтовой авиалайнер — Ту-114. Для реализации огромной мощности установлены сдвоенные пропеллеры — на одной оси стоят по два четырехлопастных винта диаметром 6,2 м, вращающиеся в противоположных направлениях. Они обеспечивают крейсерскую скорость в 560 км/ч и максимальную — в 620 км/ч. Дальность с нагрузкой 40 т — 5225 км. Максимальная нагрузка — до 80 т

Фото: Лев Поликашин / РИА Новости

Производством Ан-22 занимался Ташкентский авиазавод, который до этого производил Ли-2, Ил-14, Ан-8 и Ан-12. Всего в Ташкенте было изготовлено 66 серийных «Антеев» — последний поднялся в воздух в 1975 году. В Ташкенте произвели также некоторые части для Ан-124 и Ан-225, для перевозки которых в Киев использовали Ан-22. В этом помог двойной киль — благодаря ему можно было расположить длинные детали над фюзеляжем. Такой метод транспортировки на Ан-22 использовался с 1980 по 1992 год. В некоторых случаях для большей стабильности добавляли третий небольшой киль

Производством Ан-22 занимался Ташкентский авиазавод, который до этого производил Ли-2, Ил-14, Ан-8 и Ан-12. Всего в Ташкенте было изготовлено 66 серийных «Антеев» — последний поднялся в воздух в 1975 году. В Ташкенте произвели также некоторые части для Ан-124 и Ан-225, для перевозки которых в Киев использовали Ан-22. В этом помог двойной киль — благодаря ему можно было расположить длинные детали над фюзеляжем. Такой метод транспортировки на Ан-22 использовался с 1980 по 1992 год. В некоторых случаях для большей стабильности добавляли третий небольшой киль

Фото: Reg Lancaster / Daily Express / Hulton Archive / Getty Images

Шасси Ан-22 имеет по три основные стойки с каждого борта, на каждой установлены по два колеса в человеческий рост — 175 см. Два колеса на носовой стойке чуть поменьше в диаметре — 145 см. Каждая стойка может убираться отдельно. Шины рассчитаны на очень низкое давление по сравнению с обычным для самолетов — всего 5 атм. Это позволяло эксплуатировать самолет на грунтовых полосах. На первых экземплярах была система изменения давления в шинах, которая позволяла снижать его вдвое, до 2,5 атм, как у легкового автомобиля. Но такая система оказалась излишней

Шасси Ан-22 имеет по три основные стойки с каждого борта, на каждой установлены по два колеса в человеческий рост — 175 см. Два колеса на носовой стойке чуть поменьше в диаметре — 145 см. Каждая стойка может убираться отдельно. Шины рассчитаны на очень низкое давление по сравнению с обычным для самолетов — всего 5 атм. Это позволяло эксплуатировать самолет на грунтовых полосах. На первых экземплярах была система изменения давления в шинах, которая позволяла снижать его вдвое, до 2,5 атм, как у легкового автомобиля. Но такая система оказалась излишней

Фото: Reg Lancaster / Daily Express / Hulton Archive / Getty Images

Корреспондент французской газеты в репортаже о прибытии Ан-22 на салон в Ле-Бурже, восхищался гармоничностью его форм, нетипичной для тяжелого транспортного самолета. Сбалансированность пропорций и правда была фирменной чертой машин Антонова. Запоминающийся двойной вертикальный киль на «Антее» появился потому, что традиционный единственный киль из-за большой высоты создавал бы высокие нагрузки на хвостовую часть. Так что и это решение было продиктовано прагматичными соображениями. 
<BR>В 1967 году Ан-22 снова прилетел на французский авиасалон — в Париж — его использовали для перевозки экспонатов. Выполнив несколько рейсов, он доставил туда в том числе и космический корабль «Восток». А огромная грузовая кабина «Антея» стала выставочным стендом, где можно было принимать гостей и устраивать фуршеты. Неудивительно, что самолет потом отправляли на авиасалоны практически постоянно

Корреспондент французской газеты в репортаже о прибытии Ан-22 на салон в Ле-Бурже, восхищался гармоничностью его форм, нетипичной для тяжелого транспортного самолета. Сбалансированность пропорций и правда была фирменной чертой машин Антонова. Запоминающийся двойной вертикальный киль на «Антее» появился потому, что традиционный единственный киль из-за большой высоты создавал бы высокие нагрузки на хвостовую часть. Так что и это решение было продиктовано прагматичными соображениями.
В 1967 году Ан-22 снова прилетел на французский авиасалон — в Париж — его использовали для перевозки экспонатов. Выполнив несколько рейсов, он доставил туда в том числе и космический корабль «Восток». А огромная грузовая кабина «Антея» стала выставочным стендом, где можно было принимать гостей и устраивать фуршеты. Неудивительно, что самолет потом отправляли на авиасалоны практически постоянно

Фото: Горокрик Анатолий / ТАСС

В 1967 году СССР отмечал 50-летие Октябрьской революции. Воздушный парад в честь юбилея провели 9 июля — и в нем приняли участие три первых серийных Ан-22. Они продемонстрировали свои возможности по десантированию военной техники. Это непростая задача, поскольку при сбросе техники из-за перераспределения массы меняется поведение самолета. Ан-22 мог десантировать платформы с грузами массой до 20 т, хотя обычно речь шла не более чем о 10 т

В 1967 году СССР отмечал 50-летие Октябрьской революции. Воздушный парад в честь юбилея провели 9 июля — и в нем приняли участие три первых серийных Ан-22. Они продемонстрировали свои возможности по десантированию военной техники. Это непростая задача, поскольку при сбросе техники из-за перераспределения массы меняется поведение самолета. Ан-22 мог десантировать платформы с грузами массой до 20 т, хотя обычно речь шла не более чем о 10 т

Такие большие и сложные машины постоянно совершенствуются в процессе выпуска с учетом опыта эксплуатации. В 1973 году накопившиеся изменения оказались столь существенными, что выпущенные в том году и производившиеся до 1975-го самолеты называли уж Ан-22А. Таких машин сделали 28. Отличий было немало. Из внешних — появился обтекатель нового пилотажно-навигационного комплекса под кабиной штурмана (прежде локатор прятался в обтекателе шасси). Кроме того, изменились электрооборудование и система управления, появилась усиленная вспомогательная силовая установка

Такие большие и сложные машины постоянно совершенствуются в процессе выпуска с учетом опыта эксплуатации. В 1973 году накопившиеся изменения оказались столь существенными, что выпущенные в том году и производившиеся до 1975-го самолеты называли уж Ан-22А. Таких машин сделали 28. Отличий было немало. Из внешних — появился обтекатель нового пилотажно-навигационного комплекса под кабиной штурмана (прежде локатор прятался в обтекателе шасси). Кроме того, изменились электрооборудование и система управления, появилась усиленная вспомогательная силовая установка

Фото: Лев Поликашин / РИА Новости

Ан-22 предназначались прежде всего для военно-транспортной авиации — хотя на некоторых из них и была надпись: «Аэрофлот». Самолеты начали поступать на вооружение в 1969 году. Но возили и гражданские грузы. Огромный самолет мог садиться на грунтовые аэродромы с длиной полосы всего 1000 м. Поэтому их использовали, чтобы доставлять тяжелое оборудование в отдаленные районы, которые СССР активно осваивал в 1970-е. Наименование «Антей» самолет получил в честь героя греческой мифологии, который возвращал себе силу прикосновением к земле.
<BR>На Ан-22 был установлен в общей сложности 41 рекорд по подъему грузов на разные высоты и полетам с ними. Так, 27 октября 1966 года Ан-22 поднял 88 103 кг груза на высоту 6600 м. Большинство из этих рекордов, конечно, уже перекрыты, но для своего времени это были впечатляющие достижения

Ан-22 предназначались прежде всего для военно-транспортной авиации — хотя на некоторых из них и была надпись: «Аэрофлот». Самолеты начали поступать на вооружение в 1969 году. Но возили и гражданские грузы. Огромный самолет мог садиться на грунтовые аэродромы с длиной полосы всего 1000 м. Поэтому их использовали, чтобы доставлять тяжелое оборудование в отдаленные районы, которые СССР активно осваивал в 1970-е. Наименование «Антей» самолет получил в честь героя греческой мифологии, который возвращал себе силу прикосновением к земле.
На Ан-22 был установлен в общей сложности 41 рекорд по подъему грузов на разные высоты и полетам с ними. Так, 27 октября 1966 года Ан-22 поднял 88 103 кг груза на высоту 6600 м. Большинство из этих рекордов, конечно, уже перекрыты, но для своего времени это были впечатляющие достижения

Ан-22 многократно выполняли гуманитарные миссии по всему миру. Летом 1970 года Ан-22 совершили в общей сложности 60 рейсов в Перу, где из-за сильного землетрясения погибли более 70 тыс. человек. В том же году Ан-22 доставлял грузы в пострадавшую от наводнения Индию. В 1972-м на одном Ан-22 было вывезено 700 советских граждан из охваченного революцией Египта. В теории грузовая кабина Ан-22 была рассчитана на 290 солдат, но во время эвакуации комфорт уже не столь не важен

Ан-22 многократно выполняли гуманитарные миссии по всему миру. Летом 1970 года Ан-22 совершили в общей сложности 60 рейсов в Перу, где из-за сильного землетрясения погибли более 70 тыс. человек. В том же году Ан-22 доставлял грузы в пострадавшую от наводнения Индию. В 1972-м на одном Ан-22 было вывезено 700 советских граждан из охваченного революцией Египта. В теории грузовая кабина Ан-22 была рассчитана на 290 солдат, но во время эвакуации комфорт уже не столь не важен

Фото: Юрий Королев / РИА Новости

Следующая фотография
1 / 10

Разработка Ан-22 началась после передачи в производство Ан-12 — очень удачного транспортного самолета. Но он был рассчитан всего на 21 тонну груза. Основному заказчику — военным — нужна была более крупная машина. В декабре 1960 года вышло постановление правительства о разработке нового самолета грузоподъемность 40 тонн. Известный сначала как «изделие 100», позднее он и стал Ан-22. Таким образом, на разработку ушло всего четыре года
На фото: авиаконструктор Олег Антонов

Фото: Марк Редькин, Константин Шамшин / ТАСС

Размеры грузовой кабины Ан-22 — 4,4 м в высоту и ширину, 30 м в длину — были такими же, как у разрабатывавшегося в то же время гигантского вертолета В-12. Самолет доставлял бы груз до аэродрома, а вертолет — в нужную точку. Ориентиром для выбора размеров были перспективные ракеты. Однако позже требования заказчика изменились, вертолет оказался не нужен, так что взлетевший в 1968 году В-12 так и не стал серийным Ми-12. А вот Ан-22 пошел в серию и эксплуатировался более полувека
На фото: авиаконструктор Олег Антонов

Фото: Б. Вдовенко / РИА Новости

На Ан-22 ставили самые мощные турбовинтовые двигатели в мире — НК-12МА с тягой в 15 тыс. э. л. с. Аналогичные двигатели НК-12МВ использовали дальний бомбардировщик Ту-95 и самый быстрый турбовинтовой авиалайнер — Ту-114. Для реализации огромной мощности установлены сдвоенные пропеллеры — на одной оси стоят по два четырехлопастных винта диаметром 6,2 м, вращающиеся в противоположных направлениях. Они обеспечивают крейсерскую скорость в 560 км/ч и максимальную — в 620 км/ч. Дальность с нагрузкой 40 т — 5225 км. Максимальная нагрузка — до 80 т

Фото: Лев Поликашин / РИА Новости

Производством Ан-22 занимался Ташкентский авиазавод, который до этого производил Ли-2, Ил-14, Ан-8 и Ан-12. Всего в Ташкенте было изготовлено 66 серийных «Антеев» — последний поднялся в воздух в 1975 году. В Ташкенте произвели также некоторые части для Ан-124 и Ан-225, для перевозки которых в Киев использовали Ан-22. В этом помог двойной киль — благодаря ему можно было расположить длинные детали над фюзеляжем. Такой метод транспортировки на Ан-22 использовался с 1980 по 1992 год. В некоторых случаях для большей стабильности добавляли третий небольшой киль

Фото: Reg Lancaster / Daily Express / Hulton Archive / Getty Images

Шасси Ан-22 имеет по три основные стойки с каждого борта, на каждой установлены по два колеса в человеческий рост — 175 см. Два колеса на носовой стойке чуть поменьше в диаметре — 145 см. Каждая стойка может убираться отдельно. Шины рассчитаны на очень низкое давление по сравнению с обычным для самолетов — всего 5 атм. Это позволяло эксплуатировать самолет на грунтовых полосах. На первых экземплярах была система изменения давления в шинах, которая позволяла снижать его вдвое, до 2,5 атм, как у легкового автомобиля. Но такая система оказалась излишней

Фото: Reg Lancaster / Daily Express / Hulton Archive / Getty Images

Корреспондент французской газеты в репортаже о прибытии Ан-22 на салон в Ле-Бурже, восхищался гармоничностью его форм, нетипичной для тяжелого транспортного самолета. Сбалансированность пропорций и правда была фирменной чертой машин Антонова. Запоминающийся двойной вертикальный киль на «Антее» появился потому, что традиционный единственный киль из-за большой высоты создавал бы высокие нагрузки на хвостовую часть. Так что и это решение было продиктовано прагматичными соображениями.
В 1967 году Ан-22 снова прилетел на французский авиасалон — в Париж — его использовали для перевозки экспонатов. Выполнив несколько рейсов, он доставил туда в том числе и космический корабль «Восток». А огромная грузовая кабина «Антея» стала выставочным стендом, где можно было принимать гостей и устраивать фуршеты. Неудивительно, что самолет потом отправляли на авиасалоны практически постоянно

Фото: Горокрик Анатолий / ТАСС

В 1967 году СССР отмечал 50-летие Октябрьской революции. Воздушный парад в честь юбилея провели 9 июля — и в нем приняли участие три первых серийных Ан-22. Они продемонстрировали свои возможности по десантированию военной техники. Это непростая задача, поскольку при сбросе техники из-за перераспределения массы меняется поведение самолета. Ан-22 мог десантировать платформы с грузами массой до 20 т, хотя обычно речь шла не более чем о 10 т

Такие большие и сложные машины постоянно совершенствуются в процессе выпуска с учетом опыта эксплуатации. В 1973 году накопившиеся изменения оказались столь существенными, что выпущенные в том году и производившиеся до 1975-го самолеты называли уж Ан-22А. Таких машин сделали 28. Отличий было немало. Из внешних — появился обтекатель нового пилотажно-навигационного комплекса под кабиной штурмана (прежде локатор прятался в обтекателе шасси). Кроме того, изменились электрооборудование и система управления, появилась усиленная вспомогательная силовая установка

Фото: Лев Поликашин / РИА Новости

Ан-22 предназначались прежде всего для военно-транспортной авиации — хотя на некоторых из них и была надпись: «Аэрофлот». Самолеты начали поступать на вооружение в 1969 году. Но возили и гражданские грузы. Огромный самолет мог садиться на грунтовые аэродромы с длиной полосы всего 1000 м. Поэтому их использовали, чтобы доставлять тяжелое оборудование в отдаленные районы, которые СССР активно осваивал в 1970-е. Наименование «Антей» самолет получил в честь героя греческой мифологии, который возвращал себе силу прикосновением к земле.
На Ан-22 был установлен в общей сложности 41 рекорд по подъему грузов на разные высоты и полетам с ними. Так, 27 октября 1966 года Ан-22 поднял 88 103 кг груза на высоту 6600 м. Большинство из этих рекордов, конечно, уже перекрыты, но для своего времени это были впечатляющие достижения

Ан-22 многократно выполняли гуманитарные миссии по всему миру. Летом 1970 года Ан-22 совершили в общей сложности 60 рейсов в Перу, где из-за сильного землетрясения погибли более 70 тыс. человек. В том же году Ан-22 доставлял грузы в пострадавшую от наводнения Индию. В 1972-м на одном Ан-22 было вывезено 700 советских граждан из охваченного революцией Египта. В теории грузовая кабина Ан-22 была рассчитана на 290 солдат, но во время эвакуации комфорт уже не столь не важен

Фото: Юрий Королев / РИА Новости

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

Праздник к нам приходит

Как готовятся к Рождеству в разных странах мира

Фотогалерея

Виконт, агент ЦРУ, папа

Джону Малковичу исполнилось 72

Фотогалерея

«Дядя Гиляй»

170 лет назад родился Владимир Гиляровский

Фотогалерея

«Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что все еще впереди»

Жизнь и карьера Алисы Фрейндлих

Фотогалерея

Просто Юра

Актер Юрий Борисов и его роли

Фотогалерея

История Эрмитажа в его день

В день святой Екатерины 7 декабря отмечается день музея

Фотогалерея

Светская хроника

1–7 декабря

Фотогалерея

Без снега, но в огнях

Как Москва готовится к Новому году

Фотогалерея

«Я люблю петь обо всем»

Сергею Мазаеву исполнилось 66 лет

Фотогалерея

Лучшие фото недели

«Ъ» собрал запоминающиеся кадры 1–6 декабря

Фотогалерея

Король анимации

Исполнилось 124 года со дня рождения Уолта Диснея

Фотогалерея

Король хип-хопа

Jay Z исполнилось 56

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 09.12.2025

    АО «ТБАНК»

    Опрос: 58% россиян позволяют себе «покупки для удовольствия» вдвое чаще, чем год назад

  • 09.12.2025

    ЛАНИТ

    Учреждена стипендия имени профессора А. Н. Терехова

  • 09.12.2025

    ВЭБ.РФ

    Бизнес-инициативе расширяют поддержку: эксперты — о сквозных КПЭ для организаций развития

  • 09.12.2025

    DOGMA

    ЖК «Публицист» стал лидером продаж в Московской области

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 127006, Москва, Оружейный переулок д. 41, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее