Рождение антиутопии из духа войны
Григорий Ревзин о том, как Сен-Мартен скормил утопию Крокодилу и что из этого вышло
«Крокодил» Луи-Клода де Сен-Мартена, созданный в 1792-м и опубликованный в 1798 году,— незаконный отпрыск в семействе утопий. Это салат из несовместимых компонентов. Полное название: «Крокодил, или Война между добром и злом, случившаяся в царствование Людовика XV, эпико-магическая поэма в 102 песнях». Поэма исполнена в прозе, хотя иногда автор переходит даже и на стихи. Она включает в себя памфлеты против науки, трактаты по нумерологии и семиотике, целомудренный роман о единении двух душ, детектив о раскрытии заговора дамы, пользующейся влиянием в свете, и господина из Египта, не названных по именам, подробное описание техники и динамики городского восстания, соображения по внешней политике Франции, Англии и Испании и сцены космических катастроф. Однако в этой мешанине присутствуют явные ингредиенты утопии. Читателя в поэму вводит рукопись, найденная неким французом в палатке со скелетом автора, англичанина, который написал, но не успел передать текст людям,— обычный утопический зачин. И там есть вечный город Аталанта с домами профессора нравственности, правителя, философа, врача, школой, храмом Истины и домом Иерофанта, фигуры пренеприятнейшей.