Необъявленная волна

Мир еще не пришел в себя после цунами 26 декабря 2004 года в Индийском океане, когда в течение нескольких часов погибли более 150 тыс. человек, а миллионы людей лишились родных, крова и средств к существованию. Видеоматериалы о последствиях трагедии не сходят с экранов телевизоров. Однако ничто не может заменить свидетельств людей, которые оказались в самом центре катастрофы.

Ольга Волкова, журналист из Москвы
       Я проснулась потому, что отрубили электричество — выключился кондиционер, и стало не просто душно, но еще и тихо. И я услышала крики — вполне веселые, хотя и несколько удивленные. В первые минуты все было странно, но не страшно.
       Потом появилась вода. Сначала по щиколотку, через полминуты — по колено, еще через несколько секунд — по пояс. Жители отеля собрались в ресторане — все здания здесь построены на высоких сваях, так что в ресторане было сухо.
       А вода тем временем все прибывала, протаскивая мимо нас мусорные контейнеры, вырванные деревья, кусок крыши и пару автомобилей. Телефоны не работали — попытки персонала куда-то дозвониться и получить разъяснения ни к чему не привели. Ничего не оставалось, кроме как смотреть на все это.
       Вода стала спадать. И только мы вздохнули с облегчением, как на веранду вылез мокрый, грязный, но живой человек и закричал: "Надо бежать в горы — идет вторая волна!"
       На горе нас оказалось много — почти все в одних купальниках и совершенно растерянные. Плакала женщина — вода вырвала из ее рук дочку. Плакала другая женщина — не знает, где муж. Плакали дети — хотели пить, а пить было нечего.
       Почти у всех была одна и та же история: утром они пошли на пляж, а океана нет! Вот ведь как интересно, подумали все — и пошли гулять по дну, рыбок смотреть. А потом вода стала постепенно возвращаться — но и тут никто не всполошился, а все расселись на своих лежаках и стали наблюдать за странным явлением природы... Те, кто вовремя спохватился и сообразил, что слишком уж странное это явление, стояли сейчас на горе.
       Потом снизу, с побережья, стали появляться машины. Грузовички, с которых даже не успели снять мешки картошки и гроздья бананов, такси, просто частные пикапы вереницей везли тяжелораненых, окровавленных людей...
       Как из-под земли появилась полиция; переписали тех, кого мы потеряли, раздали воду и увезли нас еще выше в горы — во-первых, потому, что ждали еще цунами, а во-вторых, потому, что в горных деревнях для нас уже организовали эвакуационные пункты.
       Каждые пять минут приходил человек с мегафоном и объявлял: разыскивается такой-то, живший в отеле таком-то. Почему-то больше всего потерялось шведов.
       А вечером нам разрешили слезть с горы и вернуться в отели. Толстый итальянец в крошечных плавках первым поинтересовался — а куда возвращаться-то? Он ведь своими глазами видел, как его бунгало, первая линия, пять звезд, тысяча долларов в день, в одну секунду было сметено...
       А утром началось бегство — аэропорт брали штурмом. Но пока одни пытались убраться подальше, другие, невзирая ни на что, твердо решили осуществить запланированную поездку. На следующее утро чартер привез из Москвы две сотни свежих россиян.
       Прибывшие бродили по отелю и были страшно недовольны. Один, нарядный бритый мужчина в золотых цепях, орал на гида, требовал немедленно переселить его из этой дыры в то бунгало, за которое он заплатил полторы штуки за день...
       Кроме моего отеля, в городке не уцелело ничего. Везде руины, покрытые мусором. А самое шумное, самое злачное место Пхукета, городок Патонг, стал просто братской могилой — здесь было больше всего отелей, магазинов, и именно сюда пришелся самый сильный удар цунами. Полгорода, три линии — здесь, в темноте, копошатся люди, пытаются спасти из мокрых руин хоть что-то. И везде жуткий запах гниющего мусора, тухнущей рыбы, прокисших водорослей и еще чего-то, о чем не хочется думать. Вот здесь был магазин с огромным подземным торговым залом, и сколько там осталось людей? День спустя после катастрофы отсюда еще не успели откачать воду...

Индия
Индонезия
Таиланд
Тайланд

Индия
Никита Шулаков, IT-менеджер из Швеции
       Жили мы на предпоследнем, третьем этаже в гостинице, которая находилась в первом ряду, метрах в 50 от кромки воды. Утром 26 декабря мы завтракали на террасе первого этажа. В какой-то момент я поднял глаза на море и увидел, что его нет. Вода отступила метров на 200 от берега, обнажились рифы, на дне лежали лодки и билась рыба. Многие побежали с фотоаппаратами на дно моря снимать это чудо.
       Волны как таковой не было. Просто начала подниматься вода. Те, кто был на отмели, пытались бежать к берегу, но по колено в воде не очень-то побегаешь. А потом вода хлынула на берег, и мы поняли, что надо бежать. Когда поднялись в свой номер и вышли на террасу, опоясывающую весь дом, мимо уже плыли автомобили, люди, кто-то плыл уже лицом вниз. Первая волна затопила первый этаж гостиницы, а потом схлынула. Следующая волна поднялась уже до пола нашего третьего этажа. Гостиница задрожала, по стенам пошли трещины. Потом было еще несколько волн, все реже и все меньше. Наконец в промежутке между волнами появился кусочек суши, по которому мы все — а в гостинице жили в основном шведы и еще парочка русских и австралийцев — перебежали на сухое место. Местные жители отвели нас на небольшую гору, где мы просидели до вечера, а вечером нас посадили в автобусы и отвезли в Пхукет-таун на противоположном берегу острова Пхукет, где не было цунами.
       Здесь началась неразбериха. Нас поселили в гостиницу, в номер по четыре человека. Но при этом никто нас не зарегистрировал, не записал наши имена. В этой гостинице мы провели три ночи и питались только слухами. Кто-то сказал, что в городке открылось представительство шведского посольства, и все, кто был, в одних плавках, без документов и денег пошли туда. Потом в гостинице появились какие-то люди, говорящие на плохом английском языке, и стали составлять списки. Куда они потом их дели, мы не знаем.
       Через двое суток у нас в гостинице наконец появился гид из нашего турагентства и объявил, что нас эвакуируют и что в два часа дня улетает наш самолет. Мы добрались до аэропорта, но там никто не знал про самолет. Потом начали составлять списки на этот самолет греческой авиакомпании, зафрахтованный, как потом выяснилось, шведским МИДом. Но тем временем в аэропорт постоянно подъезжали кареты скорой помощи с ранеными. В итоге начали составлять списки тяжелораненых, легкораненых и нераненых. В общем, через десять часов ожидания мы сели в самолет.
       В Стокгольме нас как героев встречали человек 300 полицейских, врачей, психологов и представителей Красного Креста. Единственное чувство, которое мы все испытывали по прилете домой, было почему-то чувство вины — за то, что мы остались живы.

Александр Семенов, журналист из Москвы
       Накануне долго читал, лег поздно. В сон врезался какой-то незнакомый шум, крики. Помню, подумал, странно, что в этих криках слышится то ли "water go", то ли "water up".
       Взял телефон, посмотрел на время. Было 10.01, успел обрадоваться, что встал не поздно, и вышел посмотреть на балкон, что же происходит с водой. В этот момент она была уже повсюду, насколько хватало глаз с высоты моего второго этажа, а ее уровень поднимался с огромной скоростью. Было видно, что поток бурлит и идет со стороны моря.
       Страшно было — не передать как. Над туристической деревенькой стоял непрерывный крик, а в воде проносились барахтающиеся люди. Плыли какие-то бумаги, доски, листья, стулья, пляжные тенты, мотороллеры, и все это бурлило, как в центрифуге. Я запаниковал, когда мимо довольно быстро проплыла "Вольво"...
       Крыши и балконы вторых этажей, каменных домов, которые составляли не более четверти всех построек, были облеплены людьми, а по крышам уцелевших деревянных к ним карабкались другие... И тут я заметил, что дома, стоявшего прямо перед моим балконом, больше нет, как и стоявшего слева. Я не помню, когда они пропали.
       Затем вода понеслась в море обратно. Все это заняло не более 30 минут. В 10.34 по моим часам вода практически полностью вернулась назад в море.
       Мне было видно, что несколько тайцев спустились с уцелевшего здания школы и, по-видимому, стали прикидывать масштаб разрушений. С нашей гостиницы не слез никто. Мы рассуждали, что вода, отступив, может и вернуться. И через какое-то время она вернулась. Я не засек по часам, когда начался и сколько длился второй наплыв, потому что это было по-настоящему страшно. Очень быстро волна нагнала воду до уровня второго этажа, полностью затопив первый. Начали трещать и разваливаться дома, стоявшие по другую сторону гостиницы... Балкон был буквально залит кровью — многие сильно поранились, когда бежали к гостинице в начале первой волны или когда их выхватывали из воды. Кто-то плакал, кто-то молился.
       Помню, чуть не помер, когда заметил проплывающую голову. Но это был кусок манекена из салонов многочисленных портных. Не знаю, сколько продолжался этот ужас. Но, слава богу, закончился. Но лучше не стало — женщина рыдала, потому что ее мужа унесло, и чей-то труп лежал прямо на крылечке нашего дома.

Майк Гриффитс, эколог, живущий на Суматре
       Глядя еще из иллюминатора самолета, я был поражен. Я не мог себе представить, что разрушения могут быть такими. Я не мог поверить, что волна цунами может зайти так далеко в глубь острова. Цунами уничтожило все, что находилось в пределах километра-двух от берега.
       Вы не представляете, каким прекрасным было это место раньше. Настоящий рай. Земля, рисовые поля, кокосовые рощи, выходившие прямо к океану. Была прекрасная инфраструктура — дороги, мосты. Большинство людей в этих районах жили недалеко от берега моря — они были рыбаки или возделывали рис. Их больше нет. На западном побережье было пять или шесть городов с населением минимум 10 тысяч человек в каждом. Эти города просто сметены.
       И так на протяжении 200 километров береговой линии. Там не осталось ни одного здания, никаких домов, никаких поселений. А ведь это чаще всего были не просто живописные деревушки с милыми домиками с черепичной крышей. Тут были надежные дома, постройки из бетона. Они стерты с лица земли. Только фундаменты, а иногда и фундаментов не осталось.
       Я в жизни видел многое — авиакатастрофы, наводнения. Несколько лет назад здесь, на Суматре, было сильнейшее наводнение, погибли 300 человек. Но нынешние разрушения... Не думаю, что в мире происходило что-то, похожее на это.

Молодая жительница Бангкока, которая провела несколько дней вместе со спасателями на одном из пострадавших курортов
       Когда все это произошло, я была в Бангкоке. По телевизору услышала, что на месте катастрофы местные спасатели нуждаются в переводчиках. Через несколько дней я уже была в Као-Лаке.
       Мы начали работать в Sofitel Magic Lagoon — я там бывала раньше. Это был один из самых красивых отелей в Азии. Он был совершенно разрушен. Я работала с группой аквалангистов, которые проверяли технические помещения в подвалах, которые оказались заполненными водой.
       Самое страшное, что я запомнила,— трупы. Они провели в воде несколько дней и раздулись, увеличившись раза в два. Вытаскивать их было необыкновенно трудно. Еще был этот запах. Я думала, что смогу продержаться всего несколько минут. Но знаете, я вскоре привыкла к этому. К раздувшимся трупам и к этому жуткому запаху. У меня просто не было времени обращать на это внимание.
       Кошмар вернулся, когда мы закончили работу. Когда координатор группы спасателей спросила, смогу ли я прийти и на следующий день, я поначалу промолчала. Я знала, что мое присутствие облегчит им работу, ведь спасатели были иностранцами, а помогали им местные жители, почти не говорившие по-английски. Но мне было даже страшно подумать, что я могу вернуться. Но я проработала там пять дней. Наверное, я бы еще много могла рассказать, но должно пройти время. Может быть, только еще одно. За эти пять дней я поняла, что жизнь коротка. Что в конце концов мы все умрем.

Цунами по-южноазиатски
       Термин "цунами" происходит от японских слов "цу" (бухта) и "нами" (волна), и был придуман рыбаками, которые, как гласит история, вернулись из моря в порт, совершенно разрушенный гигантской волной, хотя в открытом море не было никакого шторма. Цунами возникают главным образом в результате подводных землетрясений. Скорость их распространения — от 50 до 1000 км/ч; высота в области возникновения от 0,1 до 5 метров, у побережья — от 10 до 50 метров.
       За последние 100 лет самое крупное по количеству жертв цунами возникло 28 декабря 1908 года. Волны, образовавшиеся в результате землетрясения с эпицентром в Средиземном море, унесли жизни 82 тыс. человек. Из-за серии цунами с 21 по 27 мая 1960 года у побережья Чили погибло 10 тыс. человек, а 17 августа 1976 года цунами в районе Филиппин привело к гибели 8 тыс. человек.
       Катастрофическое цунами 26 декабря 2004 года началось с землетрясения силой 8,9 балла по шкале Рихтера на северной части острова Суматра в 4.00 по московскому времени. Через четыре часа в 300 км от острова произошло новое землетрясение, силой 7,3 балла. Затем в течение часа в акватории Индийского океана была зафиксирована целая серия толчков силой около 6 баллов. Первое из землетрясений и вызвало цунами, которое поразило не только расположенные недалеко от эпицентра территории, но с огромной скоростью прошло на запад через Индийский океан, в течение нескольких часов преодолев расстояние в 1,5 тыс. км.
       Беспрецедентная многочисленность жертв объясняется тем, что в акватории Индийского океана отсутствуют специальные службы оповещения об опасности цунами, подобные тем, которые действуют в Тихом и Атлантическом океанах, наиболее часто подверженных такого рода бедствиям (у нас такая служба имеется на Камчатке). Службы оповещения, получив от сейсмостанций сигнал о регистрации землетрясения, которое может вызвать цунами, немедленно распространяют эту информацию по всем "заинтересованным" прибрежным районам. Так что у потенциальных жертв есть время на спасение до прихода волны.

Пять континентов, пострадавших от цунами
       Более двух десятков стран были непосредственно поражены цунами. Наибольший ущерб понесли Индия, Индонезия, Сомали, Таиланд и Шри-Ланка.

Индонезия Наибольший ущерб нанесен острову Суматра, одному из крупнейших островов Индонезии и мира, который пострадал не только от цунами, но и непосредственно от землетрясения. До катастрофы на острове проживало 30,9 млн человек. В некоторых городах потери составили до половины населения, а на расположенных у берегов Суматры небольших островах население полностью уничтожено. Однако точное количество жертв вряд ли когда-нибудь станет известным: транспорт и коммуникации на острове развиты слабо, а значительная его часть продолжает оставаться зоной действия сепаратистских группировок.

Континентальная Индия Воздействию цунами подверглось все восточное побережье страны. Наиболее пострадавшие районы — штаты Тамилнад (население — 55 млн человек, около 6,5 тыс. погибших), Пондишери (население — 807 тыс. человек, около 500 погибших) и Андхра-Прадеш (население — 66,5 млн человек, 96 погибших, более 1000 пропавших без вести).

Андаманские и Никобарские острова Принадлежащие Индии острова находились в непосредственной близости от эпицентра землетрясения, вызвавшего цунами. Волна, накрывшая острова, достигала высоты 15 метров. Из более чем 10 тыс. человек, погибших в Индии, более половины приходится на проживавших на Андаманских и Никобарских островах. Уничтожено большое количество источников питьевой воды, а также земли, пригодной для земледелия. Острова — место проживания нескольких племен аборигенов, почти не имевших контактов с внешним миром. Уникальные языки и древний уклад жизни аборигенов делают острова необыкновенно интересными для антропологов и лингвистов. По данным властей, потери среди аборигенов значительны, однако ни одно из племен не уничтожено полностью.

Таиланд От землетрясения и цунами пострадало все западное побережье страны, а также острова Пхукет, один из самых популярных курортов, и Пхи-Пхи, ставший знаменитым благодаря фильму "Пляж". До катастрофы на Пхукете и Пхи-Пхи жили 1,6 млн человек, большинство которых были заняты в туристической отрасли. Север острова Пхукет почти не пострадал от цунами, зато южная его часть полностью уничтожена.

Шри-Ланка Власти сообщают о десятках тысяч погибших и миллионах оставшихся без крова. Наиболее пострадавшими от землетрясения оказались восточные и южные районы страны, где вода продвинулась на 2 км. О разрушениях в северных районах страны, которые контролируются тамильскими сепаратистами, сколько-нибудь надежных сведений нет.

Сомали Страна, более всех в Африке пострадавшая от цунами. Наибольшие разрушения отмечены в области Пунтленд, расположенной на восточной оконечности Африканского Рога. Поселения на берегу Индийского океана, расположенные в 4,5 тыс. км от эпицентра землетрясения, были смыты, города на берегу океана затоплены. Точных данных о числе жертв нет и, скорее всего, не будет: уже более десяти лет в стране идет непрерывная гражданская война и фактически отсутствует государственная власть.

Малайзия Несмотря на близость к основным очагам разрушений, Малайзия пострадала мало. Объясняется это тем, что эпицентр землетрясения располагался к западу от индонезийского острова Суматра, который и защитил Малайзию от цунами. Общее население пораженных районов составляет примерно 2 млн человек. В результате цунами и землетрясения пострадало около 3 тыс. человек.

Мальдивские острова Число жертв цунами относительно невелико (74 погибших, 30 пропавших без вести), однако масштабы разрушений огромны. По официальным данным, почти половина жителей страны осталась без крова, на 20 из 199 обитаемых островов полностью разрушены все постройки. Столица островов — город Мале — разрушен наполовину. Катастрофический ущерб понесла экономика островов, живущих в основном туризмом. Туристическая инфраструктура фактически уничтожена, многие роскошные гостиницы, которыми славились острова, будут закрыты минимум несколько месяцев.

Бирма По официальным данным, в стране погибли всего 50 человек. Основной удар цунами пришелся на дельту реки Иравади, где, как сообщается, уничтожено несколько деревень. Однако наблюдатели скептически относятся к официальным данным об ущербе: страна находится под властью военного режима, который не раскрывает данные о катастрофах. Учитывая географические условия и данные, полученные со спутников, уровень разрушений и число жертв катастрофы должны быть примерно такими же, как в Таиланде.

Граждане пострадавших стран:

Южная Корея 12 / 8
       Япония 23 / 0

VIP-цунами
       Среди миллионов пострадавших в результате цунами оказались несколько десятков человек, чья судьба особенно заинтересовала журналистов. Это государственные деятели, спортсмены и звезды шоу-бизнеса.

ФОТО: AP
       Актер и режиссер Ричард Аттенборо, прославившийся фильмами "Ганди" и "Клич свободы", потерял на Пхукете дочь и внучку.

ФОТО: REUTERS
      Трой Бродбридж, один из самых известных австралийских футболистов, проводивший на Пхукете медовый месяц, до сих пор считается пропавшим без вести, после того как его и его жену накрыла первая волна цунами. Его жена Триша была спасена.

ФОТО: AP
  Пум Енсен, внук короля Таиланда, погиб на пляже Пхукета 26 декабря. Его тело было найдено только через несколько дней.

Постоянно проживающий на Шри-Ланке британский писатель-фантаст Артур Кларк не пострадал лично, однако, по его словам, потерял одно из самых важных своих творений — школу подводного плавания.

ФОТО: REUTERS
      Гельмут Коль, бывший федеральный канцлер Германии, был спешно эвакуирован из отеля на юге Шри-Ланки, который больше всего пострадал от цунами.

Паоло Мальдини, капитан футбольного клуба "Милан", его товарищ по команде Филиппо Индзаги, а также защитник "Ювентуса" Джанлука Дзамбротта, отдыхавшие на Мальдивах, чудом остались живы, когда волна цунами накрыла архипелаг.

ФОТО: AP
       Ингемар Стенмарк, шведский лыжник и олимпийский чемпион, едва не погиб вместе с женой, когда вода обрушилась на отель в Пхукете, в котором он остановился.

Материальная поддержка
       Правительства, граждане и общественные организации разных стран мира, похоже, соревнуются в том, кто проявит большую щедрость в отношении жертв цунами в Индийском океане. Вклад России не остался незамеченным. Едва ли не все мировые газеты сообщили, что жители Беслана, недавно сами пережившие страшную трагедию, собрали 1 млн руб. Скромный вклад бесланцев вызвал всеобщее уважение. Зато, рассказывая о помощи российских властей ($2 млн), откровенно говорили о том, что она совершенно не соответствует тому положению, которое Россия занимает в мире. К критике прислушались. Вскоре российский МИД уже сообщал, что финансовая помощь России составляет $33 млн.
       Пожертвования частных лиц также не остались без внимания. Самым крупным частным пожертвованием стал взнос Михаэля Шумахера — $10 млн. Самым неожиданным — акция владелицы одного из германских борделей Мерседес Мюллер, которая решила, что из €39, которые ее клиенты платят заведению, €5 должно идти на помощь жертвам цунами. "Не каждый день люди могут стать благотворителями, просто зайдя в бордель",— говорит она. По словам госпожи Мюллер, в фонд жертвам трагедии уже собрано €1300 ($1700).

Десятка самых щедрых и Россия*

Место Страна Общая сумма помощи ($)** Сумма на душу населения ($)
1 Ватикан 6 млн 6514,6
44-45 Исландия 70 тыс. 0,23
44-45 Россия 33 млн 0,23
46 Индия 183 млн 0,17
*Места в рейтинге распределены в соответствии с предоставленной помощью в пересчете на душу населения.
       **Правительственная помощь, а также пожертвования частных лиц и организаций.
Материальная поблажка
       Страны G7, а затем и Парижский клуб приняли решение о моратории на выплаты по внешним долгам стран, наиболее пострадавших от цунами. Речь не идет о списании долга, однако пострадавшие страны на ближайшие годы освобождаются от уплаты процентов. Представители G7 заявили, что в первую очередь мораторий будет касаться тех стран, у которых долг составляет значительную долю доходной части бюджета,— Индонезии (долг достигает 80% доходов бюджета), Шри-Ланки (59%) и Мальдивских островов (45%).

Внешний долг наиболее пострадавших государств
       Индонезия — $132,2 млрд
       Мальдивские острова — $270 млн
Источник: Всемирный банк.

Рекорды стихии
       В списке самых разрушительных природных катастроф в истории человечества цунами 26 декабря 2004 года занимает восьмое место.

От 1 млн до 3,7 млн погибших — наводнение на реке Хуанхэ, Китай, 1931 год.
       От 900 тыс. до 2 млн погибших — наводнение на реке Хуанхэ, Китай, 1887 год.
       830 тыс. погибших — землетрясение в Шаньси, Китай, 1556 год.
       500 тыс. погибших — циклон Бхола, Бангладеш, 1970 год.
       400 тыс. погибших — землетрясение в Тяньшане, Китай, 1976 год.
       200 тыс. погибших — землетрясение в Синине, Китай, 1927 год.
       200 тыс. погибших — землетрясение в Ганьсу, Китай, 1920 год.
       155 тыс. погибших — землетрясение и цунами в Индийском океане, 2004 год.
       140 тыс. погибших — землетрясение в Канто, Япония, 1923 год.
       138 тыс. погибших — Читтагонгский циклон, Бангладеш, 1991 год.