Коротко


Подробно

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ   |  купить фото

Как работает «азербайджанская прачечная»

The Guardian рассказала о масштабной сети подкупа европейских политиков, чиновников, журналистов и общественных деятелей властями Азербайджана

Лондонская The Guardian и ряд ведущих европейских изданий и журналистских организаций опубликовали результаты масштабного журналистского расследования, авторы которого заявляют о том, что вскрыли и готовы подтвердить существование глобальной системы подкупа и коррупции, придуманной властями Азербайджана. Среди получавших деньги от азербайджанских властей — видные деятели Евросоюза, Парламентской ассамблеи Совета Европы, ЮНЕСКО, а также журналисты и политики рангом ниже. Финансирование осуществлялось через датские, британские и азербайджанские финансовые учреждения. “Ъ” с минимальными сокращениями предлагает перевод материалов расследования в таком виде, в котором они появились во вторничном издании газеты The Guardian.


Правящая элита Азербайджана управляла тайной схемой финансирования видных европейцев, покупки товаров роскоши и отмывания денег через полупрозрачные британские компании на общую сумму €2,9 млрд. Эти данные получены в ходе расследования газетой The Guardian.

Полученная информация свидетельствует о том, что азербайджанское руководство, обвиняемое в нарушениях прав человека, системной коррупции и подтасовке результатов выборов, выводя из страны денежные средства в период с 2012 по 2014 год, провело более 16 тыс. платежей. Некоторая часть этих средств была передана политикам и журналистам в рамках международной лоббистской операции по нейтрализации критики и для продвижения позитивного имиджа богатой нефтью страны.

Деньги, предоставленные непрозрачной вереницей казначеев из Азербайджана и России, поступали британским компаниям с использованием западной финансовой системы без каких-либо проблем. Один из крупнейших банков Европы — Danske — осуществлял платежи через свое отделение в Эстонии.

Схема была названа «азербайджанской прачечной».

Конфиденциальные банковские документы были слиты датской газете Berlingske, ими поделились с Центром исследования коррупции и организованной преступности, The Guardian и другими медиапартнерами

(полный их список приводится к пояснению к переводу.— “Ъ”). Данные охватывают период в 30 месяцев. Возможно, они показывают только вершину айсберга.

Политики


Слитые банковские документы отражают многочисленные платежи некоторым бывшим членам Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Один из них — Эдуард Линтнер, бывший депутат Бундестага и член партии «Христианско-социальный союз». Другой — бывший председатель правоцентристской группы в ПАСЕ итальянец Лука Волонте.

Платежи поступали как раз в то время, когда Азербайджан находился под огнем критики за аресты правозащитников и журналистов. Режим хотел смягчить критическую реакцию. Интенсивная лоббистская операция была настолько успешной, что члены Совета Европы проголосовали в 2013 году против утверждения отчета, в котором высказывалась критика в адрес Азербайджана.

В 2010 году Линтнер ушел из Бундестага, однако остался твердым сторонником Азербайджана. Он создал Общество по содействию германо-азербайджанским связям в Берлине, которое получило €819,5 тыс. Один из платежей — на €61 тыс.— поступил через две недели после того, как Линтнер вернулся из Азербайджана, где наблюдал за проведением президентских выборов 2013 года. Он заметил, что выборы соответствовали «германским стандартам», что ярко контрастировало с позицией официальных наблюдателей, которые нашли «серьезные проблемы».

Сам Линтнер говорит, что деньги он получил для своей организации, лично никак не обогатился и не был ни депутатом Бундестага, ни членом Совета Европы в момент получения средств. По его словам, поездку в Азербайджан оплатила одна азербайджанская НКО и он не знал о первоисточнике полученных платежей.

Детали передачи денег Волонте стали известны в 2016 году и вызвали настоящий скандал. Он получил более €2 млн несколькими траншами через свой фонд Novae Terrae, зарегистрированный в Италии. Прокуратура в Милане предъявила ему формальные обвинения в отмывании денег и коррупции. Волонте отвергает обвинения и требует прекращения дела.

Данные показывают, что деньги через британские компании выплачивались Калину Митреву, болгарину, назначенному в прошлом году членом правления базирующегося в Лондоне Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Митрев получил как минимум €425 тыс. за частные консультации от азербайджанской компании Avuar Co. Он признает факт получения платежей и говорит, что они были получены за законную работу консультантом в сфере бизнеса. Он говорит, что прекратил оказывать консультационные услуги после того, как перешел на работу ЕБРР.

Раскрытие информации о том, что ее муж оказывал консультационные услуги азербайджанской компании, может оказаться неудобным для жены Митрева Ирины Боковой, генерального директора ЮНЕСКО. Бокова наградила одной из высших наград ЮНЕСКО первую леди Азербайджана Мехрибан Алиеву. Она также участвовала в открытии фотовыставки в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Выставка называлась «Азербайджан — земля терпимости». Организовал ее Фонд Гейдара Алиева.

В ответ на вопрос The Guardian о наличии конфликта интересов между работой ее мужа и ее ролью в ООН она самым энергичным образом отвергла (подобное обвинение.— “Ъ”).

Лоббисты


Большие суммы в этой схеме были потрачены на лоббистскую деятельность. В 2014 году Эккарт Загер, бывший продюсер CNN, проживающий в Лондоне, получил почти €2 млн.

Его PR-кампания была связана с публикацией статей, пропагандирующих взгляды азербайджанского правительства.

В одной из них отвергается вина Баку в деле Волонте. Загер от комментариев отказался.

Еще одним выгодоприобретателем оказался проживающий в Лондоне азербайджанец Джовдат Гулиев, который получил 25 переводов на общую сумму почти £400 тыс. Гулиев — член Англо-азербайджанского общества, лоббистской группы, сопредседателем которой является член Палаты лордов либерал-демократ лорд Герман. Гулиев не ответил на неоднократные сообщения с просьбой о комментарии.

Британский след


Четыре фирмы, оказавшиеся в центре «азербайджанской прачечной»,— партнерства с ограниченной ответственностью, зарегистрированные в Соединенном Королевстве. Это Metastar Invest, базирующаяся по служебному адресу в Бирмингеме, Hilux Services и Pollux Management, зарегистрированные в Глазго, и LCM Alliance из Поттерс-Бара в Хартфордшире. Их корпоративные «партнеры» — анонимные организации, зарегистрированные в «налоговых гаванях» — на Британских Виргинских Островах, Сейшелах и в Белизе. Все четыре компании назывались как каналы передачи средств в деле итальянских прокуроров против Волонте. С тех пор они были ликвидированы.

По словам Л. Бэрка Файлза, специалиста по международным финансовым расследованиям, эти компании были «умышленно непрозрачны».

Он говорит, что шотландские партнерства с ограниченной ответственностью (SLP) используются иностранными преступниками. В июне на фоне свидетельств о все растущем уровне мошенничества правительство объявило, что SLP должны будут называть своих конечных бенефициаров.

Роскошные услуги


Банковские документы показывают, что азербайджанские средства использовались для самых разных целей. Более $2,9 млрд было направлено компаниям, из которых примерно $50 млн было выплачено частным лицам. Многие получатели — розничные и сервисные компании в Западной Европе. По всей вероятности, они даже не знали об источниках получаемых средств.

Из 200 переводов в Соединенное Королевство большая часть была связана с системой образования. В 2014 году £89,8 тыс. было переведено частной школе-интернату Queen Ethelburga`s Collegiate в Йорке. Школа отказалась назвать ученика или учеников или дать комментарий по этому вопросу.

Были платежи в колледж Bellerbys и международную школу ICS в Лондоне. В Bellerbys сказали, что проводят расследование по этому поводу. Данные дают возможность предположить, что некоторые относительно скромные стипендии выплачивались обучающимся в Британии азербайджанским студентам, связанным с режимом, а некоторые платежи были депозитами за аренду лондонских квартир. Другие покупки включали в себя дизайнерские платья, роскошные автомобили и гонорары юристам.

Нет оснований считать, что получатели в Соединенном Королевстве могли располагать информацией об источниках финансирования.

Крупные суммы денег поступали через государственный Международный банк Азербайджана. Это крупнейший банк в Азербайджане, и тем не менее этим летом он подал заявление о банкротстве в Нью-Йорке.

Схема использовалась для того, чтобы оплачивать разовые расходы, включая медицинские счета первого заместителя премьер-министра Азербайджана Якуба Эйюбова. Отдельные выплаты делались сыну Эйюбова Эмину, послу Азербайджана при ЕС и президентскому пресс-секретарю Азеру Гасимову.

Также в схеме «Прачечной» фигурируют деловые партнеры Дональда Трампа по проекту строительства Trump Tower в Баку. Участники схемы никак не связаны с Трампом, но все это поднимает вопрос о его выборе партнеров по бизнесу.

Не очень ясно, откуда поступали средства, использовавшиеся в схеме.

Российское правительство заплатило $29,4 млн через «Рособоронэкспорт».

Загадочная частная фирма из Баку, Baktelekom MMC, без веб-сайта и с непонятной сферой деятельности заплатила более $1,4 млрд. Фирма является, как говорят эксперты, фирмой-двойником. Ее название напоминает государственную телекоммуникационную компанию, но не имеет к ней никакого отношения.

Датский банк Danske сообщил, что плохо отслеживал подозрительные трансакции в своем эстонском отделении. С тех пор банк «усилил процедуры и контроль» и «прекратил отношения» с некоторыми клиентами. «Мы не позволим эксплуатировать Danske для отмывания денег или иной криминальной деятельности. Мы сделаем все возможное, чтобы предотвратить повторение этого»,— сообщили в банке.

Глава эстонской финансовой разведки Мадис Рейманд сказал, что его организация наткнулась на подозрительные финансовые потоки из Азербайджана в 2013 году, анализируя не связанное с ними дело: «Мы попытались сотрудничать со страной-источником для того, чтобы понять, откуда идут деньги, однако этого не получилось». По словам Рейманда, финансовый регулятор Эстонии принял меры к тому, чтобы подобное мошенничество не повторялось.


Примечание редакции


На сайте OCCRP в качестве участников расследования указаны: Berlingske (Дания), OCCRP, The Guardian (Великобритания), Suddeutsche Zeitung (Германия), Le Monde (France), Tages-Anzeiger и Tribune de Geneve (Швейцария), De Tijd (Бельгия), «Новая газета» (Россия), Dossier (Австрия), Atlatszo.hu (Венгрия), Delo (Словения), RISE Project (Румыния), Bivol (Болгария), Aripaev (Эстония), Чешский центр журналистских расследований (Чехия) и Barron`s (США). Известно, что после публикации результатов расследования сайт OCCRP стал не доступен в Азербайджане.

Николай Зубов


Материалы по теме:

Комментировать

рекомендуем

Справочник

актуальные темы

все темы

обсуждение