Курьер "черного нала"

Нижеследующая невероятная история--чистая правда. Она произошла с одним из сотрудников нашего журнала. Естественно, по соображениям безопасности все имена и фамилии в тексте изменены. В том числе имя и фамилия автора.

Эта история началась летом прошлого года. Я сдал свою вторую в жизни сессию в Университете дружбы народов, и, как каждому студенту, мне нестерпимо хотелось заработать денег.
       Разгрузка вагонов с астраханскими помидорами и расклеивание объявлений были отвергнуты сразу: работа тяжелая, платят мало и никакой романтики. К тому же после нескольких лет учебы в Америке я довольно сносно говорил по-английски. Это знание, полагал я, должно помочь мне получить более интересную и высокооплачиваемую работу.
       Все получилось как-то само собой. Помог друг Вадим, посоветовавший попробовать себя в туристическом бизнесе. И вскоре я отправился на собеседование в одну из туристических фирм, каких в Москве превеликое множество.
       Как я и ожидал, мой английский произвел благоприятное впечатление. Очаровательная молодая женщина, оказавшаяся, как выяснилось, хозяйкой компании, сразу предложила мне очень приличные условия. За $300 в месяц (согласитесь, для студента деньги неплохие) я должен помогать операторам, отвечающим на телефонные звонки клиентов, и выполнять мелкие поручения офис-менеджера. К этому прилагался бесплатный обед и, самое главное, перспектива карьерного роста. Перспектива настолько радужная, что даже не верилось,— частые загранкомандировки, высокие премиальные, бесплатный отдых в лучших отелях и клубах на побережье Антальи. Я согласился.
       И началась моя туристическая карьера. Я буквально жил в офисе. Рабочий день начинался в девять утра и редко заканчивался раньше десяти вечера; выходной — раз в неделю. Я отвечал на телефонные звонки, переводил факсы с русского на английский и с английского на русский, провожал и встречал в аэропортах группы туристов, обучал коллег работе на компьютере. Время от времени получал ответственное задание — обменять небольшую сумму в ближайшем банке. Каждый раз, когда накатывала усталость и $300 казались уже не таким большим вознаграждением за этот адский труд, я утешался, представляя себя в номере одного из фешенебельных отелей Средиземноморского побережья Турции.
       И я дождался. Где-то через месяц меня вызвала хозяйка и объявила, что довольна моей работой и пришло время обещанного карьерного роста. Мне предложили однодневную командировку в Анталью и отдых в пятизвездном отеле взамен на одну маленькую услугу. Я должен был взять с собой $5 тыс. якобы на карманные расходы (а значит, задекларированные как мои собственные) и в Анталье передать их руководителю турецкого офиса. Естественно, я согласился не раздумывая. Остаток дня прошел в приятной суете. Готовясь к предстоящей поездке, я приобрел даже новые вьетнамки и плавки и тщательно распланировал программу своего отдыха.
       Страшно мне стало только вечером. Я понял, что со своей стипендии никогда не смогу рассчитаться с турфирмой, если потеряю эти $5 тыс. Обдумав свое положение, я решил сделать карман в рукаве пиджака и ни за что не спать в самолете.
       Впрочем, страхи оказались напрасными. На следующее утро я благополучно ступил на турецкую землю, еще в аэропорту передал деньги, получил билет на вечерний рейс в Москву и начал наслаждаться жизнью. Все мне казалось шикарным. И Fiat, и аквапарк в отеле, и смуглые турчанки, и шербет. Наконец, мысль о $40 премиальных помогла легко пережить обратный перелет.
       Очень скоро Турция стала моим вторым домом. Раз в неделю я летал туда, перевозя каждый раз по $5-7 тыс., расхаживал по магазинам (15% всех моих расходов брала на себя фирма) и каждый раз со все большей теплотой вспоминал своего друга.
       Все изменилось столь же неожиданно, как и началось. Однажды меня вновь вызвали к руководству и сообщили, что на сей раз достать билет на вечерний рейс в Москву не удалось. И лететь обратно предстояло тем же самолетом. Я должен был по прилете в Турцию пройти паспортный и пограничный контроль, передать деньги, зарегистрироваться на обратный рейс и вновь пройти все проверки. На все это мне отводилось около часа.
       — Больше такого не повторится,— заверил меня президент компании.— В следующий раз возвращаться будешь снова вечерним рейсом, а пока мы увеличим твои премиальные.
       Однако и в следующий раз, и в дальнейшем я возвращался в Москву тем же самолетом, что и прилетал. Пропорционально сокращению срока моего пребывания в Турции резко увеличилось число моих командировок. Теперь я летал 2-3 раза в неделю.
       Увеличились и перевозимые мною суммы: теперь я брал уже до $50-60 тыс. И если раньше весь мой багаж умещался в кармане одного рукава, то теперь мне уже не хватало двух. Правда, бояться за деньги я перестал: до таможни в Шереметьево меня провожали, в Анталье встречали.
       Волновало меня другое: что сказать таможенникам, которых стало настораживать то, что, выехав утром из страны на отдых с огромной суммой денег, я возвращался вечером того же дня без единого доллара в кармане? Что я только не придумывал! Рассказывал, что ездил оплачивать лечение своего отца, но потерял квитанцию об оплате (вариант: забыл выписать и ее должны переслать факсом). Я терял таможенные декларации, заполнял их стирающейся ручкой, а потом убирал лишние нули и слова. Наверное, более задерганного человека в России было тогда не сыскать.
       Как ни странно, мне все сходило с рук. А весьма щедрые премиальные и заверения хозяев, что у них все схвачено и проблем у меня, вывезшего за границу уже почти $2 млн "своих" денег, не будет, не оставляли сомнений в удачном выборе работы.
       За бесконечными перелетами прошло несколько месяцев. Наступила осень. Командировки стали не такими частыми, да и звонки клиентов в офисе раздавались все реже. В ноябре меня уволили. Объяснять ничего не стали, просто протянули мне конверт с $200 и пожелали удачи. А в конце зимней сессии я получил повестку из районной налоговой инспекции. Меня приглашали на беседу. Адрес был указан на обратной стороне.
       Честно говоря, я не очень испугался. Во-первых, вспомнил я, декларацию можно подавать аж до 1 апреля. А во-вторых, мои официальные заработки были не настолько велики, чтобы вызвать у налогового инспектора какие-либо подозрения. О вывезенных из страны миллионах долларов я в тот момент почему-то не подумал.
       О них напомнил мне начальник налоговой инспекции Олег Петрович. Иезуитски улыбаясь, он показал мне письмо ГТК, в котором подробно было расписано, когда и какие суммы были перевезены мной через границу. В итоге получалось $1,9 млн, которые Олег Петрович назвал моими "нетрудовыми доходами". "Нетрудовыми" потому, что в течение всего года я нигде не работал, поскольку был студентом одного из московских вузов.
       Меня не били, на меня не давили с целью узнать источники получения денег, не читали мораль. Напротив, Олег Петрович был крайне учтив. Еще бы, спугнуть такого клиента! Ведь, по подсчетам налоговой инспекции, я должен был государству порядка $600 тыс. в виде всевозможных налогов. Напоследок он спокойно сообщил мне, что эти деньги я должен принести через неделю. Иначе — Олег Петрович почти по-отечески потрепал меня по плечу — мною займутся налоговая полиция и суд.
       Способность что-либо понимать вернулась ко мне через сутки. Я отправился в свою турфирму. "Они меня в эту историю втянули, пусть и вытаскивают",— с упорством твердил я себе всю дорогу до офиса. В конце концов я уверил себя, что найду у своих бывших работодателей помощь и поддержку.
       Однако разговор получился совсем не такой, как я ожидал.
       — Ты у нас не работал, следовательно, мы ничем тебе помочь не сможем,— заявил президент моей бывшей компании.— И вообще, парень, зачем тебе проблемы?..
       Меня снова выручил Вадим. Он посоветовал еще раз пойти в фирму и сыграть ва-банк. По его плану я должен был сказать, что, если мне не помогут, я расскажу налоговой инспекции о всех схемах вывоза "черного нала" и сокрытия прибыли.
       Известно ведь, что российские туристические компании из официальной, показываемой в балансе прибыли платят налоги, заработную плату, оплачивают аренду помещений. Но это только видимая часть айсберга. На оплату услуг их зарубежных компаньонов, гостиниц и трансфертов идет, как правило, "черный нал". Я как раз и был одним из средств его доставки за границу.
       Вы не поверите, но мои угрозы возымели действие. Уже на следующий день меня познакомили с владельцем одной из фирм, занимающейся закупками в Турции промышленных товаров. Он, как я потом выяснил, был другом хозяйки компании и согласился сделать меня "сотрудником" своей фирмы — якобы я ездил за границу оплачивать их сделки. Сутки мы провели за подделкой документов, которые я затем отнес в налоговую инспекцию. И самое удивительное, что Олег Петрович не расстроился. Похоже, он тоже был хорошим другом моей бывшей хозяйки...

СЕРГЕЙ ТУРЕЦКИЙ

КУРЬЕР РОССИЙСКОЙ ТУРФИРМЫ ЗА РАЗ МОЖЕТ ПЕРЕВЕЗТИ ЗА ГРАНИЦУ ДО $50 ТЫС. "ЧЕРНОГО НАЛА". ЭТИ УСЛУГИ ЩЕДРО ВОЗНАГРАЖДАЮТСЯ
       НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ И ТЮРЬМА ПРЕДСТАВЛЯЮТ ДЛЯ КУРЬЕРА РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ. И ЕЩЕ НЕ САМУЮ СТРАШНУЮ