Астрономы против продажи звезд

Директор Института прикладной астрономии РАН Андрей Финкельштейн официально выразил возмущение бизнесом московской фирмы "Космос--Земля", "присваивающей имена звездам" за плату. Одновременно стало известно, что похожая история разворачивается в США, где такая же контора под названием "Международный звездный регистр" привлекается к судебной ответственности по обвинению в мошенничестве. На самом деле право присвоения наименований космическим объектам принадлежит только Международному астрономическому союзу (МАС), и здесь давно установились определенные традиции. Какие именно, нашему корреспонденту ОЛЕГУ Ъ-КОТОВУ рассказал сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга ВЛАДИМИР СУРДИН.

АО "Космос--Земля", предлагающее свои услуги в Парке культуры им. А. М. Горького, продает имя звезды за наличные — от нескольких десятков долларов за еле видимые в крупный телескоп до многих тысяч долларов за те, что можно увидеть в театральный бинокль. При этом вам выдадут сертификат о том, что вы являетесь "владельцем наименования звезды", которое будет занесено в каталог указанного АО. Некоторые крупные звезды были в рекламных целях с помпой "подарены" известным людям. Фирма International Star registry зарегистрирована в Иллинойсе и предлагает эти же услуги по цене до $100 за звезду.

Венера уже исписана женскими именами
       — Владимир, кто действительно может рассчитывать на то, что его имя при жизни увековечится на небе?
       — Рассчитывать может любой, но для этого надо заняться астрономией хотя бы на любительском уровне и открыть новый космический объект — причем не какой-нибудь, а именно такой, каким принято присваивать имена первооткрывателей.
       — То есть?
       — Комету. Их появление очень скоротечно, а между тем их изучение дает астрономам редкую возможность изучить древнее вещество Вселенной, застывшее в ядре кометы. Поэтому, чтобы стимулировать поиск комет и не пропустить ни одну, им присваивают имена первооткрывателей. Часто это бывают рядовые любители астрономии, готовые провести тысячи ночей у телескопа.
       — А если это будет астероид?
       — Астероид вы, скорее всего, никогда не откроете: их в основном открывают астрономы-профессионалы, поскольку для этого нужны солидные телескопы. Ловец астероидов — это профессия, на свете их всего несколько человек и у каждого на счету сотни открытий. Очевидно, было бы неуместным присваивать сотням астероидов одинаковые имена, да профессионалы и не стремятся оставлять свои "автографы" на небе. Новооткрытому астероиду, как правило, дают порядковый номер. Но, по желанию первооткрывателя, могут присвоить и имя — но не его собственное. Первым астероидам, обнаруженным в начале XIX века, продолжая планетную традицию, давали мифологические имена — Церера, Паллада, Юнона, Веста... Но когда их число перевалило за тысячу и литературных имен стало не хватать, им начали присваивать имена людей, как ушедших из жизни, оставив добрый след в истории, так и ныне здравствующих, но, разумеется, тоже достойных славы. Довольно долго астрономы придерживались здесь "женской линии", переделывая даже мужские имена на женский лад: так появились астероиды Эдисона, Владилена (в честь В. И. Ленина), Симеиза (в крымском Симеизе находится известная обсерватория), и др. Однако теперь от этой традиции отошли, и названия астероидов стали благозвучнее: Эвклид, Стравинский, Вивальди, Клэптон, Ван Гог.
       — А если удастся разглядеть нечто новое на поверхности планет Солнечной системы?
       — Теоретически, на это надеяться вы можете. Но вряд ли сможете насладиться славой. За очень редким исключением, имена реальных людей присваиваются таким объектам лишь после их смерти, когда их слава уже проверена временем. Лунные кратеры в основном названы именами ученых — как астрономов, так и неастрономов. Практически все названия на Венере посвящены женщинам — мифическим или реальным.

"Антарес есть звезда нашей революции"
       — Ну а теперь — о самом заветном: называют ли именами людей звезды?
       — Никогда. На небе осталась пара сотен ярких звезд с историческими, пришедшими из глубины веков именами — Вега, Сириус, Капелла, Альдебаран... Их никто никогда не утверждал, так же, как названия континентов и морей, просто они живут в памяти человечества. Но из них астрономы реально используют десятка два-три. Постепенно эта традиция уходит в прошлое. Теперь у каждой звезды есть свой номер по общепризнанным каталогам, он и служит "именем" звезды, им и пользуются ученые.
       Правда, в профессиональном общении звезды все же изредка называют именами астрономов, открывших у этих светил необычные свойства: "горячая звезда Пласкетта", "летящая звезда Барнарда", "быстрая звезда Каптейна". Но эти названия нигде официально не закреплены и, вероятно, скоро забудутся (долго ли помнили "бросок Рагулина" или "прыжок Яшина").
       В истории были неудачные попытки давать звездам и даже созвездиям имена харизматических личностей или политических событий. Так созвездие Ориона хотели переименовать в созвездие Наполеона, а звезду Антарес из созвездия Скорпиона пытались назвать Звездой Великой Октябрьской Революции. В книге, опубликованной в 1923 году, профессор астрономии Н. Каменщиков писал: "Кроваво-красный Антарес, соперник Марса, бога империалистических войн, своей окраской, расположением между звезд, своей мифологией, яркостью и движением отмечает на вечные времена на звездном небе Великую Октябрьскую Революцию. Красная звезда Антарес видна в лучах заходящего солнца около дня Великой Октябрьской Революции. Антарес есть звезда нашей Революции".