После окончания войны союзники поделили Берлин, находящийся в середине советской зоны оккупации Германии, на четыре части. Но после победы отношения между СССР и западными союзниками обострились, и советская блокада Берлина в 1948 году стала одним из самых острых эпизодов начавшейся Холодной войны. Официальным поводом стала денежная реформа, проведенная 20 июня в западных зонах оккупации Германии, обособившая Западную Германию от Восточной. Именно после нее Сталин распорядился блокировать сообщение с Западным Берлином
Фото: United States Air Force Historical Research Agency via Cees Steijger
Еще с 1 апреля 1948 года проход в Западный Берлин осуществлялся только по спецразрешениям, а с 24 июня были отменены все виды сообщений с городом
Фото: U.S. Navy National Museum of Naval Aviation
На время блокады было отключено электроснабжение, прекращено автомобильное, водное и железнодорожное сообщение между западной и восточной частью Берлина. Живущие в Западном Берлине 2 млн человек, полностью зависимые от внешних поставок продовольствия, оказались в крайне затруднительном положении. От предложения главы военной администрации американской зоны генерала Люсиуса Клея прорвать блокаду танками президент Гарри Трумэн во избежание начала новой войны отказался
Фото: AP / U.S. Army Signal Corps
После объявления блокады США и союзники начали программу авиаснабжения Западного Берлина продовольствием, которая получила название «Берлинский воздушный мост». 26 июня 1948 года в аэропорту Темпельхоф приземлился первый военный самолет США
Фото: AP
Первый самолет, приземлившийся в аэропорту Темпельхофа, доставил груз картошки. Позже в продовольственные наборы стали включать молоко, хлеб, овощи, крупы, а также уголь для отопления и производства электроэнергии, бензин, медикаменты и другие необходимые городу предметы. Ежедневно в Берлин доставлялось 750 тонн грузов
Фото: AP / Henry Burroughs
Существовавшая транспортная система воздушного моста не справлялась с увеличением объема перевозок. Тогда генерал Уильям Х. Таннер провел реорганизацию, после которой стало возможно доставлять по воздуху более 2 тыс. тонн грузов
Фото: AP
Увеличить объемы авиаперевозок удалось благодаря системе трех воздушных коридоров, согласованных с Москвой еще во время раздела Берлина на сектора оккупации. Самолеты прибывали в Берлин из Гамбурга и Франкфурта-на-Майне, а возвращались в Ганновер
Фото: AP / Henry Burroughs
Каждый пилот мог сесть только один раз. Если это не удавалось, самолет вместе с грузом возвращался обратно. Когда система была налажена, самолеты прилетали в Берлин с периодичностью в три минуты
Фото: AP / Henry Burroughs
Снабжением Западного Берлина помимо Великобритании и США занимались Австралия, Новая Зеландия, Канада и Южная Африка. Франция не участвовала в воздушном мосте, поскольку ее ВВС были заняты в Индокитайской войне
Фото: AP / Henry Burroughs
Несмотря на общий успех операции, не обошлось и без несчастных случаев. Например, «черной пятницей» назвали 30 июля 1948 года. Тогда при посадке разбился самолет С-54, полностью заблокировав аэропорт. Всего за время операции погибли 41 британский летчик, 31 американец, и не менее 6 немцев
Фото: AP / Dennis Lee Royle
Местные жители помогали ремонтировать самолеты, разгружали продукты. Учитывая ценность присылаемого продовольствия, оно распределялось более организованно, чем раньше, и продуктовые нормы в Западном Берлине даже выросли по сравнению с «доблокадным» периодом
Фото: AP / von Nolde
Эффективность воздушного моста снизилась с наступлением зимней погоды. Ощущалась острая нехватка топлива, электричество подавали на четыре часа в сутки, транспорт прекращал работать в шесть вечера, а горожанам приходилось даже дома ходить в теплой одежде
Фото: AP
Пилоты, доставлявшие продовольствие в Западный Берлин, быстро стали в сознании жителей оккупированной зоны героями. Им старались подражать мальчишки, а «воздушный мост» стал одной из любимых детских игр
Фото: AP / Henry Burroughs, file
Самолеты, доставлявшие провиант в Берлин, называли «изюмными бомбардировщиками» из-за того, что один из пилотов, задействованных в операции, Гейл Хелворсен, привязывал к маленькими парашютикам из носовых платков сладости — плитки шоколада и жевательную резинку из своего пайка — и сбрасывал их перед посадкой в Темпельхофе детям. Чтобы юные берлинцы могли отличить его самолет от других, Хелворсен, заходя на посадку, покачивал крыльями
Фото: AP
Об этом скоро узнали другие пилоты и простые граждане, которые последовали примеру Хелворсена и организовали сбор сладостей. К концу блокады «конфетными бомбардировками» занимались уже 25 американских экипажей, ежедневно сбрасывавших на город два десятка тонн кондитерских изделий
Фото: AP
В мае 1949 года блокада Берлина была отменена. За 321 день летчики совершили свыше 277 тыс. вылетов и доставили 2,5 млн т грузов
Фото: AP / Von Nolde/Worth
После окончания войны союзники поделили Берлин, находящийся в середине советской зоны оккупации Германии, на четыре части. Но после победы отношения между СССР и западными союзниками обострились, и советская блокада Берлина в 1948 году стала одним из самых острых эпизодов начавшейся Холодной войны. Официальным поводом стала денежная реформа, проведенная 20 июня в западных зонах оккупации Германии, обособившая Западную Германию от Восточной. Именно после нее Сталин распорядился блокировать сообщение с Западным Берлином
Фото: United States Air Force Historical Research Agency via Cees Steijger
Еще с 1 апреля 1948 года проход в Западный Берлин осуществлялся только по спецразрешениям, а с 24 июня были отменены все виды сообщений с городом
Фото: U.S. Navy National Museum of Naval Aviation
На время блокады было отключено электроснабжение, прекращено автомобильное, водное и железнодорожное сообщение между западной и восточной частью Берлина. Живущие в Западном Берлине 2 млн человек, полностью зависимые от внешних поставок продовольствия, оказались в крайне затруднительном положении. От предложения главы военной администрации американской зоны генерала Люсиуса Клея прорвать блокаду танками президент Гарри Трумэн во избежание начала новой войны отказался
Фото: AP / U.S. Army Signal Corps
После объявления блокады США и союзники начали программу авиаснабжения Западного Берлина продовольствием, которая получила название «Берлинский воздушный мост». 26 июня 1948 года в аэропорту Темпельхоф приземлился первый военный самолет США
Фото: AP
Первый самолет, приземлившийся в аэропорту Темпельхофа, доставил груз картошки. Позже в продовольственные наборы стали включать молоко, хлеб, овощи, крупы, а также уголь для отопления и производства электроэнергии, бензин, медикаменты и другие необходимые городу предметы. Ежедневно в Берлин доставлялось 750 тонн грузов
Фото: AP / Henry Burroughs
Существовавшая транспортная система воздушного моста не справлялась с увеличением объема перевозок. Тогда генерал Уильям Х. Таннер провел реорганизацию, после которой стало возможно доставлять по воздуху более 2 тыс. тонн грузов
Фото: AP
Увеличить объемы авиаперевозок удалось благодаря системе трех воздушных коридоров, согласованных с Москвой еще во время раздела Берлина на сектора оккупации. Самолеты прибывали в Берлин из Гамбурга и Франкфурта-на-Майне, а возвращались в Ганновер
Фото: AP / Henry Burroughs
Каждый пилот мог сесть только один раз. Если это не удавалось, самолет вместе с грузом возвращался обратно. Когда система была налажена, самолеты прилетали в Берлин с периодичностью в три минуты
Фото: AP / Henry Burroughs
Снабжением Западного Берлина помимо Великобритании и США занимались Австралия, Новая Зеландия, Канада и Южная Африка. Франция не участвовала в воздушном мосте, поскольку ее ВВС были заняты в Индокитайской войне
Фото: AP / Henry Burroughs
Несмотря на общий успех операции, не обошлось и без несчастных случаев. Например, «черной пятницей» назвали 30 июля 1948 года. Тогда при посадке разбился самолет С-54, полностью заблокировав аэропорт. Всего за время операции погибли 41 британский летчик, 31 американец, и не менее 6 немцев
Фото: AP / Dennis Lee Royle
Местные жители помогали ремонтировать самолеты, разгружали продукты. Учитывая ценность присылаемого продовольствия, оно распределялось более организованно, чем раньше, и продуктовые нормы в Западном Берлине даже выросли по сравнению с «доблокадным» периодом
Фото: AP / von Nolde
Эффективность воздушного моста снизилась с наступлением зимней погоды. Ощущалась острая нехватка топлива, электричество подавали на четыре часа в сутки, транспорт прекращал работать в шесть вечера, а горожанам приходилось даже дома ходить в теплой одежде
Фото: AP
Пилоты, доставлявшие продовольствие в Западный Берлин, быстро стали в сознании жителей оккупированной зоны героями. Им старались подражать мальчишки, а «воздушный мост» стал одной из любимых детских игр
Фото: AP / Henry Burroughs, file
Самолеты, доставлявшие провиант в Берлин, называли «изюмными бомбардировщиками» из-за того, что один из пилотов, задействованных в операции, Гейл Хелворсен, привязывал к маленькими парашютикам из носовых платков сладости — плитки шоколада и жевательную резинку из своего пайка — и сбрасывал их перед посадкой в Темпельхофе детям. Чтобы юные берлинцы могли отличить его самолет от других, Хелворсен, заходя на посадку, покачивал крыльями
Фото: AP
Об этом скоро узнали другие пилоты и простые граждане, которые последовали примеру Хелворсена и организовали сбор сладостей. К концу блокады «конфетными бомбардировками» занимались уже 25 американских экипажей, ежедневно сбрасывавших на город два десятка тонн кондитерских изделий
Фото: AP
В мае 1949 года блокада Берлина была отменена. За 321 день летчики совершили свыше 277 тыс. вылетов и доставили 2,5 млн т грузов
Фото: AP / Von Nolde/Worth