Французский «сосед» в небе над Гатчиной

Первому демонстрационному полету в Петербурге — 115 лет

24 октября 1909 года над полями Гатчины взлетел французский аэроплан «Вуазен». Для первого демонстрационного полета в Петербурге свой летательный аппарат в воздух поднял механик Жорж Леганье.

Примерно так мог выглядеть первый демонстрационный полет Жоржа Леганье над Гатчинским военным полем

Примерно так мог выглядеть первый демонстрационный полет Жоржа Леганье над Гатчинским военным полем

Фото: Wikipedia / неизвестный автор

Примерно так мог выглядеть первый демонстрационный полет Жоржа Леганье над Гатчинским военным полем

Фото: Wikipedia / неизвестный автор

Авиация — символ века

1910 год. Французская открытка с изображением пионера авиации Жоржа Леганье

1910 год. Французская открытка с изображением пионера авиации Жоржа Леганье

Фото: Paul Popper / Муниципальный архив города Пюто (Франция) / archives.puteaux.fr

1910 год. Французская открытка с изображением пионера авиации Жоржа Леганье

Фото: Paul Popper / Муниципальный архив города Пюто (Франция) / archives.puteaux.fr

Авиация развивалась в то время семимильными шагами. После перелета Луи Блерио через Ла Манш 25 июля 1909 года интерес к авиации стал резко расти. Многие поняли, что аэроплан — не просто «машина для спорта и развлечения», а то, у чего, бесспорно, есть большое будущее. Тот рискованный перелет через пролив, соединяющий Англию и Францию, имел для современников огромное значение. Европа опьянела от победы молодой авиации, ставшей тогда одним из главных символов начавшегося XX века. Впереди были две мировые войны, а пока люди восторгались достижениями прогресса. Популярность первых авиаторов могла в те годы сравниться разве что с известностью кинозвезд и рок-музыкантов в 1960-х.

В августе того же 1909 года в Реймсе прошла международная авиационная неделя, которая еще сильнее подстегнула рост интереса к авиации в России. Среди 30 участников мероприятия, выступивших на 18 типах самолетов, оказался и француз Жорж Леганье. Он выступил тогда на биплане «Вуазен» достаточно успешно, преодолев 10 км за девять минут. Газеты восхваляли его как «победителя французских бипланов на состязаниях в Реймсе». Впрочем, на самом деле в итоговом списке призеров фамилии Леганье не оказалось. Но зато именно в Реймсе французского механика увидели представители России, которые пригласили его продемонстрировать свои возможности, совершив демонстрационный полет. В России такой полет стал бы сенсацией — просто по факту первенства. Имея за плечами опыт нескольких полетов, первый из которых случился в 1908 году в его родной Франции, Жорж Леганье согласился.

Взлет и падение… в болото

1910 год. Французская открытка с изображением пионера авиации Жоржа Леганье за штурвалом биплана «Блерио»

1910 год. Французская открытка с изображением пионера авиации Жоржа Леганье за штурвалом биплана «Блерио»

Фото: Bob Thomas / Муниципальный архив города Пюто (Франция) / archives.puteaux.fr

1910 год. Французская открытка с изображением пионера авиации Жоржа Леганье за штурвалом биплана «Блерио»

Фото: Bob Thomas / Муниципальный архив города Пюто (Франция) / archives.puteaux.fr

После тяжеловесного самолета братьев Райт, запускать который приходилось с помощью катапульты, «Вуазен» (Voisin) обладал множеством преимуществ. Он был более легким в управлении, мог взлетать в воздух самостоятельно, разгоняясь на шасси. Демонстрируя возможности новой машины в России, французский механик Жорж Леганье, поднял «Вуазен» над Гатчинским военным полем. Самолет пролетел около 1,5 км километров на высоте 10 м. Впрочем, смотрелось это не слишком эффектно.

Печать так описывала это событие: «Было три полета, правильнее три попытки летать. Первый раз биплан "Вуазен" только волочился по земле. Работал пропеллер, издавая неистовый шум, но биплан еле-еле поднялся от земли и в таком виде продержался не более нескольких секунд, а затем зарылся в землю и стал. В публике царило возмущение, но более терпеливые убеждали толпу, что это лишь первая неудача, и теперь уже Леганье полетит. Опять стали дожидаться. Опять солдаты тащат биплан. Опять он бороздит землю. Поднимается ветер, и авиатор, видимо, не может установить равновесие аппарата. Того и гляди сам вывалится из сиденья. Биплан идет совершенно боком. Вновь неудача. Леганье не может отделиться от земли. В публике поднимается уже сильный ропот, замолчали даже и недавние оптимисты. Неутомимые солдаты опять катят машину в самый отдаленный конец поля. Получается такое впечатление, точно Леганье может начать полет исключительно с этого злополучного места. Заметна какая-то возня около аппарата, и, наконец, его увозят, и на этот раз за перелесок. "Ну, теперь уже полетит",— говорили в публике. И действительно, в воздухе вдруг мелькнул белый биплан, описал полукруг и тяжело рухнул. Как передали, свалился в болото. На этом и закончилось это торжество победителя воздуха. Публика разъезжалась возмущенная».

О дальнейшей судьбе Леганье известно мало. Он забрал свое вознаграждение и тихо вернулся на родину. Там он продолжил ездить по Европе, проводя свои демонстрационные полеты. В итоге они стоили ему жизни.

Всего через пять лет в июне 1914 года во французском городе Семюр Леганье погиб. Во время показательных выступлений он попытался сделать «мертвую петлю», вошел в крутое пике, но выйти из него не смог. Самолет потерпел крушение, упав в реку.

Русские пионеры авиации

Превратить авиацию во что-то большее получилось позднее стараниями русских пионеров полета Михаила Ефимова и Сергея Уточкина. Сыграло свою роль и патриотическое настроение местной публики, более лояльной к соотечественникам, а также то, что развитие авиации двигалось в те годы стремительно и все предыдущие ошибки сразу становились чьим-то бесценным опытом. Так или иначе, эти двое, Уточкин и Ефимов, сумели покорить страну. Первый праздник воздухоплавания в России с большой помпой прошел в сентябре 1910 года. Билеты скупали заранее, несмотря на то, что цены по тем временам были немаленькие, а по городу ходила эпидемия холеры.

Афиша Всероссийского праздника воздухоплавания 5–23 сентября 1910 года на аэродроме Русского товарищества воздухоплавания «Крылья»

Афиша Всероссийского праздника воздухоплавания 5–23 сентября 1910 года на аэродроме Русского товарищества воздухоплавания «Крылья»

Фото: Российская Государственная библиотека / rsl.ru

Афиша Всероссийского праздника воздухоплавания 5–23 сентября 1910 года на аэродроме Русского товарищества воздухоплавания «Крылья»

Фото: Российская Государственная библиотека / rsl.ru

Авиаторы ставили рекорды, завоевывали призы и брали высоты, на которые никто прежде не поднимался. Среди героев «праздника» были уже упомянутые Ефимов и Уточкин, Сергей Ульянин, Георгий Горшков, Александр Кузминский и Лев Мациевич — первый российский пилот, погибший в авиакатастрофе.

В России количество людей, интересующихся авиацией, росло с каждым днем. Открылась первая военная летная школа, заработали авиационные заводы. Фирменные «Вуазены» было решено строить в Москве на заводе Дукс и в Петербурге на заводе Лебедева.

Всего через полгода после того не слишком удачного первого полета в Петербурге француза Леганье русский пилот Сергей Уточкин совершил первый — но в Москве — полет на аэроплане.

1910-е годы. Авиатор Сергей Уточкин (1876–1915)

1910-е годы. Авиатор Сергей Уточкин (1876–1915)

Фото: Wikipedia

1910-е годы. Авиатор Сергей Уточкин (1876–1915)

Фото: Wikipedia

Сергей Уточкин — один из первых русских авиаторов, летчиков-испытателей и популяризаторов авиации. Это был на редкость разносторонний спортсмен: фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист, вело-, мото- и автогонщик. За четыре года, которые оставались до начала Первой мировой войны он совершил десятки демонстрационных полетов во многих городах Российской империи. Одним из них стал его полет на самолете «Фарман», который состоялся в Москве, на ипподроме 2 мая 1910 года. На демонстрацию полета собралась многотысячная толпа зрителей. Уточкин стал первым отечественным авиатором, поднявшим аэроплан в московское небо. Присутствующий при полетах профессор Николай Егорович Жуковский сказал, что у Уточкина, помимо знания и умения, есть необходимая для авиатора врожденная способность. В знак признания заслуг Сергея Уточкина в 1910 году наградили Серебряной медалью Киевского общества воздухоплавания «За популяризацию воздухоплавания в России».

Анна Кашурина

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...