Добоялись до мышей

Эксперты выявили главные страхи россиян по итогам первого квартала

В первом квартале 2024 года россиян сильнее всего тревожили вражеские беспилотники, коммунальные аварии и угроза терактов. К такому выводу пришли авторы очередного доклада в рамках «Национального индекса тревожностей. КРОС», подготовленного одноименной коммуникационной компанией. Кроме того, нападение на «Крокус Сити Холл» активизировало опасения, связанные с возвращением смертной казни и засильем мигрантов, а самым неожиданным оказался страх перед «нашествием» грызунов — крыс, мышей и бобров.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Первую строчку в списке главных тревожностей традиционно заняли диверсии и атаки беспилотников. Напомним, страх перед действиями украинских спецслужб неизменно лидировал в рейтинге на протяжении всего прошлого года. В этом году, впрочем, его интенсивность заметно снизилась: если в январе—марте 2023-го суммарный индекс тревожности, связанный с этой темой, составлял 683,4 медиаюнга (применяемая КРОС единица воспроизводства тревоги), то в первом квартале 2024-го — уже в 4,5 раза меньше, всего 148,3.

Напомним, КРОС ранжирует тревожности россиян на основе анализа новостей СМИ («медиаиндекс»), а также постов и комментариев в соцсетях («соцмедиаиндекс»). Суммарный индекс показывает масштаб «информационной волны» той или иной темы, а индекс «приживаемости» — насколько сильно она взволновала рядовых интернет-пользователей (отношение «соцмедиаиндекса» к «медиаиндексу»).

По данным авторов доклада, основными источниками «диверсионной» тревожности в первом квартале были регулярные атаки на Белгородскую область, откуда пришлось эвакуировать 9 тыс. детей, и удары БПЛА по нефтеперерабатывающим заводам в различных регионах страны.

Последние вызвали опасения из-за возможного дефицита топлива, говорится в исследовании.

На втором месте по суммарному индексу оказался страх, связанный с авариями на теплосетях и износом инфраструктуры ЖКХ (123,7 медиаюнга), который в начале года спровоцировали коммунальные ЧП в Подольске и других городах Подмосковья, а также аналогичные происшествия в Тульской и Тамбовской областях, Липецке, Владимире и Новосибирске. Наконец, третью строчку заняла тревожность, связанная с угрозой терактов (122,7 медиаюнга). Ее источником стало вооруженное нападение на концертный зал «Крокус Сити Холл» в Подмосковье, в результате которого погибли 145 человек. Согласно выводам доклада, жестокость и масштаб атаки шокировали как СМИ, так и пользователей соцсетей, однако их реакция быстро «растворилась» в других темах, из-за чего угроза терактов не заняла первое место в рейтинге, как можно было ожидать.

Следом по убыванию расположились страхи, вызванные новыми видами телефонного мошенничества (80,6 медиаюнга), засильем мигрантов (72,5), эскалацией противостояния России и НАТО (54,3), попытками срыва президентских выборов (42,7), всплеском заболеваемости вирусными и бактериальными инфекциями — ОРВИ, гриппом, коронавирусом, менингитом и корью (27,5), дискуссией о возврате смертной казни (21,6), а также активностью грызунов — крыс, мышей и бобров (10,7).

Что касается «приживаемости» страхов, то здесь в лидерах оказались тревожности, вытекающие из теракта в «Крокусе»: возможность возвращения высшей меры наказания (эту тему в соцсетях обсуждали почти в четыре раза активнее, чем в СМИ), а также проблема мигрантов (в 3,2 раза).

По мнению директора по аналитике КРОС Андрея Лебедева, это говорит о запросе граждан к власти на обеспечение безопасности. «После теракта люди вновь ощутили незащищенность, отсюда и поиск виновных — мигранты, и призывы к жестким мерам — возврат к смертной казни,— говорит соавтор исследования.— В случае с коммуналкой и мошенниками высокая тревожность тоже означает именно запрос к власти на принятие системных решений, которые помогут не допустить повторения крупных аварий в ЖКХ и защитить людей от мошенников».

В лидерах по «приживаемости» также оказалась тревожность, которую спровоцировала активность грызунов. Сообщения о росте популяций крыс и мышей в отдельных регионах, которые иногда именовались «нашествием», и даже случаи нападения на людей обсуждались в соцсетях в 3,3 раза активнее, чем в СМИ. По мнению авторов доклада, причина «приживаемости» этого страха связана с тем, что он более остро ощущается гражданами, которые и пишут об этом в соцсетях.

Добавим, что ситуация с разливом рек и массовым подтоплением населенных пунктов на Урале в рейтинг КРОС не попала. «Всплеск внимания по всей стране к ситуации с паводками стал особо заметен с начала апреля, когда прорвало дамбу в Орске. До этого имели место, скорее, локальные истории. Их медийный шлейф не был значительным, как и продолжительность реакции людей на них в соцсетях»,— объяснил Андрей Лебедев.

Андрей Прах

Вся лента