Дождь сменился ураганом

«Евровидение» расставляет политические акценты

До начала 68-го песенного конкурса «Евровидение» остается немногим более месяца. Определены и участники, и их музыкальные номера. О том, чего ждать от третьего подряд «Евровидения» без России, рассказывает Игорь Гаврилов.

Эден Голан прошла путь от участницы российских телеконкурсов до представительницы Израиля на «Евровидении»

Фото: Carlos Garcia Rawlins, Reuters

В Европе вовсю идут промотуры участников грядущего конкурса. Они дают концерты в разных странах, завоевывая себе новую аудиторию, ведь соотечественники за своих голосовать не могут, таковы уж правила конкурса.

Конкурс пройдет в городе Мальмё: уже второй раз за последние двадцать лет Швеция принимает «Евровидение», и оба раза это была заслуга одной и той же артистки — певицы Лорин. Ее выигравшая в 2023 году песня называлась «Tattoo», а в прошлый раз, в 2012 году, Швеция победила с песней «Euphoria». Лорин и ее песни — идеальное воплощение шведского поп-чуда, коммерческого сонграйтинга как точной науки. Недаром в создании обеих выигравших композиций принимал участие Томас Густаффсон, человек, написавший 69 песен—участниц национальных отборов «Евровидения» разных стран. 12 из них звучали на конкурсе. Но в этом году Густаффсон отдыхает: в Мальмё его музыки не будет.

В «Евровидении-2024» примут участие 37 стран, включая шесть, прошедших сразу в финал. Это страны—основательницы конкурса и страна-хозяйка.

7 мая пройдет первый полуфинал, 9 мая — второй, а на финальном шоу 11 мая определится победитель. Как и в прошлом году, страны, которые не участвуют в «Евровидении», все-таки смогут голосовать за участников. Для этого их зрителям нужно войти в команду «Остальной мир» и оплачивать свои голоса действующими картами одной из международных платежных систем.

Букмекеры на данный момент отдают предпочтение представителю Хорватии по имени Baby Lasagna. Его песне «Rim Tim Tagi Dim» прочат победу с 17-процентной вероятностью. В тройке вероятных победителей за ним следуют итальянка Анджелина Манго (см. “Ъ” от 11 февраля) и швейцарец Немо.

В состав участников после паузы в 31 год вернулся Люксембург. На счету страны — пять побед в конкурсе, в основном в 1960–1970-е. Обычно за Люксембург выступают артисты французского происхождения, а однажды спел хорошо известный у нас испанский дуэт Baccara, правда, победных баллов он не принес. В этом же году за Великое Герцогство выступает рожденная в Израиле певица и вокальный тренер Тали. Конкурсную песню «Fighter» для нее написали итальянские авторы, но текст у песни французский.

Был шанс, что Тали осталась бы единственной израильтянкой на конкурсе. После обострения палестино-израильского конфликта пользователи соцсетей развернули кампанию за исключение Израиля из числа участников. Представители Европейского вещательного союза (EBU) твердо заявили, что война Израиля с «Хамасом» никак не повлияет на участие страны в конкурсе. Однако пропалестински настроенная общественность не успокоилась. Участница «Евровидения-2023» от Франции La Zarra в январе заявила, что Израиль должен на конкурсе разделить участь России, отстраненной от участия в конкурсе в 2022 году. Исландия и Финляндия пригрозили отозвать победителей своих национальных отборов, если Израиль останется в числе участников. Впрочем, в итоге делегаты из обеих стран в Мальмё все же едут.

Сам Израиль тоже мог отказаться от участия в конкурсе: Европейский вещательный союз предложил местному вещателю Kan внести по политическим причинам изменения в текст конкурсной песни «October Rain» («Октябрьский дождь»), которую должна исполнить в Швеции певица Эден Голан.

Все еще очень активные российские болельщики «Евровидения» за Эден Голан смело могут болеть. 13 из 20 лет своей жизни она провела в России, где работал ее отец. А ее дед Юрий Голан — выпускник журфака МГУ и работал когда-то в газете «Советская молодежь». Эден Голан называет Россию местом, где началась ее певческая карьера: в 2015 году она участвовала в отборочном туре детского «Евровидения», который организовывала Академия популярной музыки Игоря Крутого. На следующий год она выступала в Крыму на детской «Новой волне». Наконец, в 2018 году стала финалисткой конкурса «Голос. Дети» на российском «Первом канале».

Песню «October Rain» для нее написали израильские авторы Керен Пелес и Ави Охайон. Несмотря на то что Израиль заявлял о готовности отказаться от участия в конкурсе, если EBU продолжит оказывать давление на телевещателя и музыкантов, в финальном списке участников Эден Голан остается: песня прозвучит под названием «Hurricane» («Ураган») и с измененным текстом, не вызывающим, с точки зрения европейских телечиновников, прямых ассоциаций с октябрьскими событиями в Израиле.

Одним словом, политический контекст, о котором постоянно говорят критики «Евровидения», никуда не девается. Но чем напряженнее международная обстановка, тем внимательнее следит EBU за тем, чтобы «Евровидение» оставалось «праздником песни», а мировые проблемы оставались за его крепко запертыми дверями.

Вся лента