Московским школьникам предлагают рабочие специальности

В столичных колледжах стало больше бюджетных мест

В следующем учебном году столичные колледжи получат дополнительные 10 тыс. бюджетных мест для выпускников 9-х классов. При выборе образовательных программ учитывались не только предпочтения абитуриентов, но и «запрос рынка труда и работодателей города», поясняют чиновники. Эксперты указывают, что профессиональное образование становится все более популярным у девятиклассников — во многом потому что оно позволяет поступить в вуз без ЕГЭ.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Программу расширения столичных колледжей утвердил на прошлой неделе мэр Сергей Собянин. Ранее, 25 января, он анонсировал «масштабную программу реорганизации среднетехнического образования». В столичном департаменте образования и науки рассказали “Ъ”, что новые бюджетные места получат 69 колледжей, подведомственных правительству Москвы. Предполагается, что это не потребует расширения преподавательского состава. Департамент подчеркивает, что места зарезервированы именно для выпускников 9-х классов школ.

Колледжи относятся к системе среднего профессионального образования (СПО). Поступить в колледж могут выпускники как 9-х, так и 11-х классов, но для них предусмотрена разная образовательная траектория. Студенты, поступившие после 9-го класса, изучают не только профессиональные дисциплины, но и общеобразовательные предметы. А выпускники 11-х классов сразу приступают к профессиональным программам, поэтому сроки обучения у них короче.

Выпускники колледжей имеют возможность получить высшее образование минуя ЕГЭ, на основе внутренних вступительных испытаний вуза. Перечень таких экзаменов каждый вуз устанавливает самостоятельно; в некоторых случаях он может принимать только по результатам ЕГЭ. Также выпускники колледжей имеют право сдать лишь часть ЕГЭ, а оставшиеся испытания пройти в вузе. Еще они могут сдать и ЕГЭ, и внутренний экзамен, а затем выбрать лучший результат.

С учетом выпускников 11-х классов осенью в подведомственных Москве колледжах будет порядка 40 тыс. бюджетных мест. В департаменте сообщили, что в 2023 году были заполнены все 30 тыс. бюджетных мест, причем конкурс составлял 8 заявлений на место. Самыми популярными были специальности «графический дизайнер» и «повар» — до 15 заявлений на место.

В департаменте не уточнили, по каким конкретно специальностям будут открыты новые бюджетные места. Чиновники сообщили лишь, что это «более 100 самых востребованных и перспективных профессий по всем отраслям экономики города, в том числе в ИТ, гостеприимстве, образовании, социальной сфере, креативных индустриях и других». При выборе учитывались не только предпочтения абитуриентов, но и «запрос рынка труда и работодателей города». Руководитель лаборатории непрерывного образования взрослых, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов одобряет такой подход: «Поступающие и их родители часто не разбираются в производственных нюансах, знают только об общих направлениях — информационные технологии, дизайн,— но без технологических деталей. Когда же появляется больше мест на специальностях, ориентированных под нужды современного производства, то абитуриент их тоже рассматривает. И в итоге получает прикладную подготовку, с которой впоследствии легче найти работу и больше зарабатывать».

Федеральное Минпросвещения сообщило “Ъ”, что за последние три года прием в учреждения СПО вырос на 9,4%.

В 2023 году на бюджетные и платные места поступили 1,2 млн человек (из них 964,9 тыс. девятиклассников). Министерство пояснило, что количество бюджетных мест в колледжах зависит в первую очередь от числа выпускников школ и кадровых потребностей региона. Сейчас «структура запроса работодателей смещается в пользу технических рабочих профессий». Так, в 2023 году доля студентов, поступивших на бюджет по профессиям и специальностям технической направленности, достигла 55,3% (408,7 тыс. человек).

«Еще 10 лет назад СПО выбирали в основном неамбициозные ребята, которые боялись не потянуть вузовские программы,— вспоминает директор новосибирского Химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева Елена Сартакова.— Сейчас же картина значительно меняется». По словам эксперта, раньше в колледжах учили по логике вузов, но с меньшим объемом знаний. А теперь «изменился концептуальный подход, и на первый план вышла практикоориентированность, за которой идут многие ради сепарации от семьи и в поисках ответа на вопрос о своем предназначении». «В СПО студенты сразу в реальных условиях производства пробуют, на что способны,— рассуждает госпожа Сартакова.— Государство уделяет внимание оснащению колледжей и партнерству с бизнесом, что также увеличивает привлекательность колледжей».

«Сейчас уже более половины выпускников 9-х классов выбирают колледжи. Дальше это число, скорее всего, продолжит увеличиваться,— предполагает Илья Коршунов.— Но при этом не будет тенденции заканчивать обучение на уровне СПО, не поступая в дальнейшем в вуз». Эксперт считает, что «на данном этапе, когда в России выстраивают отечественную суверенную систему производства, стараясь уйти от западных шаблонов» работодатель ждет от сотрудников не только рабочих, но и инженерных навыков. Именно поэтому многие выпускники колледжей продолжают повышать квалификацию в вузе: «Это работает и наоборот: от инженеров требуются навыки рабочих профессий. Ведь это позволяет им работать и совершенствовать инновационное оборудование, собственные технологии предприятий. Поэтому работодатель отдает предпочтение кандидату с таким опытом».

Господин Коршунов считает, что выпускники колледжа в дальнейшем более осознанно выбирают вуз, «при этом они уже смогут работать по полученной в колледже профессии». «В Москве не так просто поступить в хороший университет, а платное обучение дорогое. Но после СПО у человека уже есть не только отдельная образовательная траектория, предусмотренная для таких выпускников, но и опыт, на который можно опираться на вступительных испытаниях»,— уверен эксперт.

Полина Ячменникова

Вся лента