Транспорт пошел по пути лизинга

Какие возможности дает бизнесу долгосрочная аренда

ВТБ представил стратегию до 2026 года. Среди ее основных приоритетов развитие корпоративного инвестиционного бизнеса с фокусом на лизинг. Растущий рынок операционной аренды транспорта, спецтехники и оборудования позволяет реализовывать масштабные российские инфраструктурные проекты. А компании с ее помощью обновляют и расширяют свои мощности, что позволяет увеличить инвестиции в экономику. Подробности — у Владимира Расулова.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Санкционное давление с 2022 года заметно ограничило отечественному бизнесу возможности обновлять средства производства. Покупать и ставить их на баланс во многих случаях стало попросту дорого. На этом фоне ощутимо начал расти интерес к лизингу: компании стали активно брать в аренду автомобили, вагоны, водный транспорт, нефтегазовое, медицинское и телеком-оборудование. В итоге, как подсчитало рейтинговое агентство «Эксперт РА», рынок лизинга за девять месяцев 2023-го год к году вырос почти на треть и превысил 8 трлн руб. А объем нового бизнеса в этом сегменте показал почти двукратный рост и достиг отметки в 2,5 трлн руб.

Такой инструмент стал одним из наиболее востребованных, поскольку позволяет заметно уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты предприятий, говорит генеральный директор группы компаний «ВТБ Лизинг» Антон Мусатов:

«На фоне роста спроса и цен на технику в 2023-м мы предлагали сниженные авансы для вхождения в сделки, вплоть до нулевых, и увеличенный срок лизинга, до семи лет. Это стало актуальным решением в условиях повышения ключевой ставки, так как помогало нашим клиентам существенно сократить затраты на первоначальном этапе приобретения машин. Благодаря автолизингу предприятия могут расширить автопарки в короткие сроки, не выводя из оборота крупную сумму единовременно. Кроме того, нашим клиентам всегда доступны актуальные скидки от поставщиков и производителей, а также субсидии по госпрограммам льготного лизинга от Минпромторга».

По данным «ВТБ Лизинг», в прошлом году бизнес чаще всего брал в аренду грузовой транспорт, легковые машины и строительную технику для крупных инфраструктурных и логистических проектов. Объем нового бизнеса у самой компании вырос вдвое по сравнению с 2022-м, до 419 млрд руб.

953 млрд руб. — такого объема достиг лизинговый портфель ВТБ по итогам прошлого года.

Развитие автолизинга ускорит цифровизацию финансовых услуг и проникновение электронной коммерции в сегмент B2B, продолжает Антон Мусатов: «Следуя тренду, в прошлом году мы запустили сервис "Цифровой автолизинг", где юрлица и ИП могут покупать легковые и грузовые автомобили в лизинг онлайн. Это быстрее и проще, чем заключать традиционные лизинговые сделки. В 2024-м мы будем активно развивать это направление, расширяя каталог актуальных предложений и востребованных брендов. Будем повышать скорость и удобство работы сервисов, продолжать активный перевод клиентов на дистанционный формат работы. Объем новых лизинговых сделок, особенно в массовом сегменте, продолжит расти. А благодаря цифровизации этот тренд только укрепится, так как лизинг станет проще и доступней».

Рынок автолизинга не забыл и про физических лиц. Для них действует подписка на легковые машины — долгосрочная аренда с полным обслуживанием. И хотя в наступившем году его темпы роста, по прогнозам «ВТБ Лизинг», могут снизиться из-за возросшей стоимости финансовых ресурсов, он останется локомотивом сегмента как минимум до 2026 года.

Вся лента