«Сотранс» поднимает шторы

Компания из Петербурга заявила о выходе на рынок операционной аренды полуприцепов

Петербургская ГК «Сотранс» открывает направление по операционной аренде шторных полуприцепов собственного производства. Компания уже приобрела шесть техбаз в разных регионах России, где будет собирать, обслуживать и оформлять технику по подписке. В планах до 2029 года — сдать в аренду порядка 30 тыс. шторных полуприцепов. Общая сумма инвестиций в развитие направления составит около 3 млрд рублей. Эксперты говорят о востребованности услуги на фоне падения спроса на покупку полуприцепов из-за повышения ключевой ставки ЦБ и увеличения стоимости лизинга.

Шторный полуприцеп производства «Механического завода Сотранс»

Фото: компания SOTRANS

ГК «Сотранс» заявила о планах по открытию нового направления — операционной аренды шторных полуприцепов Sotrans Wallaroo, выпускаемых на собственном заводе группы в Красном Бору в Ленобласти.

Как рассказали «Ъ-СПб» в «Сотранс», в рамках развития направления было куплено шесть готовых технических баз в Москве и Московской области, Елабуге, Ачинске и Миллерово (Ростовская область), где будет вестись сборка полуприцепов, техобслуживание и оформление услуг операционной аренды. Площадки обошлись компании в 700 млн рублей.

Операционная аренда (техника по подписке) — это сдача полуприцепов во временное пользование с фиксированным ежемесячным платежом. В стоимость платежа включается КАСКО, техническое и сервисное обслуживание, в том числе замена расходных материалов и шин при естественном износе.

В планах производителя дальнейшее расширение в регионах, в том числе в Сибирском федеральном округе, а также запуск услуг по аренде контейнеровозов и изотермических полуприцепов. Общая сумма инвестиций в развитие направления в 2024 году составит около 3 млрд рублей.

Шторные полуприцепы Sotrans Wallaroo с длинной платформы 13,6 м и возможной нагрузкой 27 т выпускаются на «Механическом заводе Сотранс» (входит в ГК «Сотранс) в Красном Бору Ленинградской области. Производственная мощность предприятия составляет 4 тыс. шторных полуприцепов в год.

Как уточнили в компании, в 2023 году на заводе было выпущено 550 шторных полуприцепов, в планах на 2024 год — увеличить выпуск до 2 тыс. единиц. Для этих целей компания строит цех покраски и дробеструйной обработки, производственно-складской комплекс и ведет проектирование еще одного цеха. Общий размер площадей, находящихся на разных этапах строительства, составляет 50 тыс. кв. м.

В рамках услуги операционной аренды стоимость полуприцепов Sotrans Wallaroo будет стартовать от 120 тыс. рублей в месяц, срок аренды — от одного месяца. Опрошенные участники отрасли говорят, что цена находится в пределах рынка, учитывая, что техника новая и сдается в аренду непосредственно от производителя.

Сейчас на рынке аренды шторных полуприцепов в Петербурге большей частью представлена техника иностранных компаний Schmitz, Krone, Wielton, за редким исключением — «шторники» от российского завода «Тонар».

По словам гендиректора ассоциации «Спецавтопром» Дениса Кудрявцева, это объясняется тем, что до 2022 года Schmitz, Krone, Wielton составляли основной костяк продаж полуприцепов, а техника продавалась в основном через лизинговые компании. После введения санкций против РФ договоры о лизинге расторгались, техника возвращалась, и теперь часто сами лизинговые компании либо перепродают эти полуприцепы, либо сдают их в аренду.

Эксперт также считает, что услуга операционной аренды не является сегодня массово востребованной.

«Это предложение предприятия на фоне падения спроса на полуприцепы. Арендой начинает заниматься только тот, у кого нету рынка сбыта»,— полагает господин Кудрявцев.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что в целом услуга операционной аренды становится все более популярной, потому что техника существенно подорожала и ее приобретение в условиях одновременно масштабного роста цен и при этом резкого повышения ключевой ставки для большинства игроков оказывается недоступным.

«Планы компании выглядят весьма амбициозными, но, с другой стороны, в текущих условиях, когда есть дефицит водителей, очень важно наиболее эффективно использовать их время и ресурс в технике, поэтому спрос на аренду полуприцепов в ближайшие два года будет расти очень высокими темпами и есть потенциал нарастить долю рынка»,— говорит аналитик.

По оценкам «Сотранс», в год рынок операционной аренды полуприцепов будет прибавлять от 50 до 90%.

По данным маркетингового агентства НАПИ, рынок продаж новых полуприцепов в 2023 году вырос на 55,1% и достиг 43,77 тыс. штук. Лидером по итогам года остался «Тонар» (7,8 тыс. единиц), занявший долю 18%. Также в тройке Grunwald (3 тыс. ед.) с долей 7% и Туймазинский завод автобетоновозов (2,6 тыс. ед.) с долей 6% рынка. По оценке гендиректора ассоциации «Спецавтопром» Дениса Кудрявцева, непосредственно рынок «шторников» колеблется в пределах 9–10 тыс. единиц в год. В 2023 году он показал рост до 13 тыс. единиц.

Владимир Колодчук

Вся лента