Всё поедет как по рельсам

Столичные власти обещают новые линии, станции и сервисы метро до 2030 года

До 2030 года в Москве появится три новых линии метро, а поезда из дальних пригородов будут ходить в столицу в шесть раз чаще, чем сейчас. Об этом рассказал московский мэр Сергей Собянин. Жители Ярославского и Павелецкого направлений железной дороги получат новые тарифы и возможность бесплатной пересадки на МЦК и подземку.

Мэр Москвы Сергей Собянин (слева) на церемонии открытия новых станций Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена (март 2023 года)

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

О перспективах развития рельсового каркаса Москвы до 2030 года столичный мэр Сергей Собянин рассказал в своем блоге. До 2030 года планируется достроить и открыть три новые линии метрополитена — Троицкую (от существующей станции МЦК «ЗИЛ» до Троицка), Рублево-Архангельскую (от станции «Деловой центр» до территории Рублево-Архангельского) и Бирюлевскую (от станции МЦК «ЗИЛ» до районов Бирюлево Западное и Восточное).

Будут также построены четыре новые станции на существующих ветках — «Южный порт» (Люблинско-Дмитровская линия), «Гольяново» (Арбатско-Покровская), «Потапово» (Сокольническая) и «Суворовская» (Кольцевая). На МЦД, сообщил Сергей Собянин, тоже появятся новые станции (одна из них — «Митьково» на третьем диаметре). На некоторых станциях проведут реконструкцию, как, например, на Щербинке МЦД-2.

В общей сложности столичные власти обещают провести реконструкцию и модернизацию 125 станций МЦД и МЦК.

Станции будут приведены в соответствие со стандартом Московского городского вокзала (включает строительство здания с лифтами и эскалаторами с возможностью комфортной пересадки на другие виды транспорта). Сейчас статус вокзала имеют уже более 80 станций.

Планируется также включить в тарифную систему Москвы Ярославское и Павелецкое направления железной дороги. Эти направления, напомним, изначально должны были стать частью МЦД-5 Пушкино—Домодедово с подземным тоннелем под центром Москвы. Но на данный момент проект тоннеля отложен на неопределенный срок из-за технических сложностей — об этом в конце 2023 года говорил вице-мэр столицы Максим Ликсутов. Поэтому мэрия пока занимается развитием отдельных направлений МЦД-5.

Фото: Московский транспорт

Пользоваться картой «Тройка» для оплаты проезда в электричках можно уже сейчас, однако пока нельзя воспользоваться бесплатными пересадками на метро/МЦК, как на других диаметрах,— это, судя по всему, городские власти и планируют внедрить.

Пока неясно, что произойдет с тарифами: сейчас, к примеру, от Ярославского вокзала до Пушкино можно доехать за 132 руб. на обычной электричке и за 260 руб.— на экспрессе РЭКС. Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что цены в результате могут снизиться, как это произошло после запуска других диаметров.

Сергей Собянин также заявил о планах организовать до 2030 года тактовое движение поездов в рамках развития Центрального транспортного узла (ЦТУ).

Об этом проекте, напомним, мэр рассказывал еще в августе прошлого года. Планируется, что электрички из Тулы, Ярославля, Владимира и других городов будут ходить в сторону Москвы раз в 20–30 минут (сейчас раз в 45–180 минут). При этом часть поездов будет доезжать до хабов МЦД (конечных станций), где часть пассажиров смогут пересаживаться на поезда системы диаметров, а часть — следовать, как и сейчас, до Москвы.

Подробностей программы развития ЦТУ пока нет: в конце прошлого года Максим Ликсутов говорил, что проект программы направлен в правительство России, где должно пройти совещание на эту тему, но о результатах не сообщалось. Сергей Собянин в понедельник заявил, что «поезда, связывающие Москву с областными центрами и крупнейшими городами Центральной России, будут ходить в шесть раз чаще».

Отметим, что расходы на развитие транспортной системы Москвы, согласно принятому Мосгордумой бюджету, расписаны пока до 2026 года включительно. В 2024 году на это выделяется 940,5 млрд руб., в 2025-м — 947,1 млрд руб, в 2026-м — 918,5 млрд руб. В том числе на развитие линий метро будет выделено суммарно более 726 млрд руб.

Сергей Собянин в понедельник также сообщил о планах реализовать проект высокоскоростной магистрали ВСМ-1 Москва—Санкт-Петербург, который позволит сократить время в пути между столицами с 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут. Детали этого проекта, напомним, в конце прошлой недели обсуждались на совещании у Владимира Путина в Верхней Пышме, о чем «Ъ» сообщал 17 февраля.

Иван Буранов

Вся лента