«Передел рынка продолжается»

Глава направления сельхозтехники Zoomlion в РФ Ринат Амиров о конкурентах и компонентах

Рынок сельхозтехники сокращается на фоне низкой рентабельности аграриев, но в сегменте продолжают закрепляться игроки из Китая. О видении рынка РФ, конкуренции и планах по локализации “Ъ” рассказал коммерческий директор Zoomlion Heavy Industry Rus по направлению сельхозтехники Ринат Амиров.

Ринат Амиров

Фото: Zoomlion Heavy Industry Rus

— Как вы оцениваете продажи в 2023 году?

— Несмотря на падение рынка, в 2023 году мы приросли в ключевых сегментах тракторов от 90 до 230 л. с. на 8% в сравнении с 2022 годом. Сейчас наша доля рынка составляет 26%. Конкуренция здесь идет не только с китайскими игроками, но и с МТЗ, лидером рынка.

— А ПТЗ?

— ПТЗ работает в сегменте более мощных тракторов.

— Вы заняли долю рынка ушедших игроков или главным образом МТЗ?

— Ушедшие бренды в большей степени присутствовали в более мощных сегментах, поэтому мы зашли в нишу, где присутствовал условно только один монополист, и стали в ней конкурировать.

— Что сейчас с ценами на технику?

— Мы продолжаем предлагать условия, которые действуют у нас с 2022 года — и по ценам, и по финансовым предложениям. На тракторы, которые были завезены до повышения утильсбора, мы не повышали цены.

— Эта техника до сих пор есть на складах?

— Да, значительная часть машин есть. Но в то же время мы прорабатываем поставки партий тракторов этого года. Конечно, цена на них будет выше в связи с повышением утилизационного сбора — на 15–30% в зависимости от мощности.

— На какие сегменты будете делать ставку в 2024 году?

— Наш фокус на сегменте 90–160 л. с., самом массовом сегменте. С самого начала своей работы, с 2020 года, мы как раз в нем в основном работаем. Также в фокусе трактор PL2304 мощностью 230 л. с., сейчас представим этот трактор с передним валом отбора мощности (ВОМ.— “Ъ”). Это очень востребованная опция, особенно она актуальна для животноводства. Выходим в нишу 180–200 л. с. с трактором серии RG, представленным в конце 2023 года. В этом году мы его усовершенствуем, добавим опции и предложим в комплектации с передним ВОМ.

— Почему ваш фокус на тракторах? Из-за износа парка?

— Да, и мы в первую очередь поставили фокус на массовый сегмент.

— Но ведь жатки, сеялки — это тоже большие объемы.

— Сейчас пока мы для себя фокус определили в самоходной технике. Мы в 2023 году представили зерноуборочный комбайн TF120. Касательно прицепной техники: корпорация Zoomlion в 2020 году приобрела европейский бренд Rabe. Эта компания имеет столетнюю историю выпуска прицепных орудий, в первую очередь плугов. У нас в планах на будущее поставка этого оборудования, но, понимая специфику и логистику из Европы, не сильно форсируем вопрос. У Zoomlion есть планы частично перенести производство из Германии в Китай и налаживать поставки оттуда.

— Вы планируете привезти комбайн в РФ. Это выход в сегмент, где присутствует «Ростсельмаш», «Гомсельмаш»?

— Да, это очень конкурентная среда. Мы пока что медленными, осторожными шагами движемся в этом направлении.

— Вы чувствуете конкуренцию со стороны других импортеров из Китая? Все-таки их появилось много, образовались большие склады.

— По данным «Росспецмаша», на которые мы в первую очередь ориентируемся, в нашей нише тракторов порядка 26 игроков. И около 10 из них — это знаковые бренды, в том числе европейские, которые идут по параллельному импорту. Мы также наблюдаем, что, по неофициальной статистике, в РФ зашло уже порядка 50 китайских, турецких брендов. Большая часть приходит маленькими партиями. Но они тоже претендуют на место под солнцем. Передел рынка продолжается. Все, я думаю, устаканится через лет пять. Мы с интересом наблюдаем.

— Замечаете ли вы настороженность к технике из Китая из-за случаев, когда дистрибуторы не могут обеспечить сервис?

— Здесь самое важное — это подход. Мы в первую очередь акцент сделали на сервис. Мы одна из немногих компаний, которая усиливает свою сервисную техническую поддержку на территории всей страны.

— У вас есть склад запчастей в РФ?

— Центральный склад запасных частей по сельхознаправлению находится в Москве. Запчасти оттуда идут на стоки наших дилеров, это 33 компании в 75 регионах. И также у нас есть дополнительный склад в Уфе. Это самый первый склад, который мы открыли. У него основная задача — работать по гарантийным обращениям, и это значительный объем запчастей.

— Кто ваши крупные покупатели?

— В пуле наших клиентов как малые фермерские хозяйства с земельным фондом от 50 га, так и средние предприятия, и крупные агрохолдинги. Если говорить именно про крупные, то это компании, которые на слуху. Например, «Мордовский бекон», «Ак Барс Холдинг», «Синко».

— Вы в прошлом году обсуждали с властями Башкортостана локализацию тракторов серий RN и RS. Сохраняете ли эти планы? Чем обусловлен выбор региона?

— Безусловно, планы сохраняются и мы все ближе к их воплощению. Регион выбран по ряду факторов. В первую очередь — штаб-квартира сельхознаправления Zoomlion находится в Уфе. Географически это центр России. Также повлияло на выбор локации внимание региональных властей, которые готовы прийти на помощь в реализации таких масштабных проектов. Сейчас площадка определяется, идут внутренние обсуждения вместе с представителями завода Китая. Пока мы нацелены собрать тестовую партию, и поэтому о сроках начала серийной сборки говорить рано.

— Вы планируете контрактную сборку?

— Это будет совместное предприятие, его создание — инициатива Zoomlion.

— Почему вы заинтересованы в производстве в РФ? Выгоднее ли это в случае крупноузловой сборки, чем импорт?

— В первую очередь мы заинтересованы в российском рынке. В 2022 году мы объявили Россию вторым домашним регионом, и это не просто громкие слова. Это касается адаптации техники, поддержки дилеров, финансирования. И здесь же — локализация. Это даст нам возможность получить преференции и субсидии на региональном уровне. Для нас это очень важно. И, конечно, так мы оптимизируем логистические цепочки.

Плюс любая инвестиция имеет отложенный эффект, и мы ориентируемся здесь на будущее.

— Есть уже планы, что из операций и компонентов будет локализовываться?

— Нам нужно сначала пройти все этапы с тестовыми партиями, которые дадут нам возможность реализовать этот проект крупноузловой сборки.

— Какие у вас ожидания по восстановлению рынка сельхозтехники?

— Понимаете, без тракторов все работы встанут. В России все еще есть большая потребность в обновлении парка. И, наверное, еще долго сохранится. Среднегодовая емкость рынка в нашем сегменте тракторов — это 6–7 тыс. машин.

— Когда рынок вновь вернется к ситуации, когда темпы выбытия парка будут медленнее, чем обновления?

— Усиление возможностей фермеров наступит в тот момент, когда будет справедливая цена на урожай. Это со слов фермеров, которые мы слышим. Ситуация вернется, когда будут возможности с более льготными ставками приобретать технику. Видите, сейчас с увеличением ключевой ставки возникли ограничения. Фермерам все сложнее и сложнее планировать свои инвестиции. Но мы, со своей стороны, делаем все возможное. Например, в прошлом году мы с поддержкой завода предложили аграриям субсидированный процент ставки. Была возможность приобрести тракторы от 0% удорожания в год. У нас и сейчас действуют все те же самые финансовые предложения. И даже с учетом повышения утильсбора мы прорабатываем различные финансовые инструменты, чтобы все-таки дать больше возможностей нашим фермерам.

— Если в этом году утильсбор будет вновь повышен, рынок еще больше замедлится?

— Ну конечно, надо полагать. Это все-таки ограничение. Потому что импорт все дороже и дороже. Фермеры уже лишний раз задумываются и ищут наиболее оптимальные предложения. В любом случае мы будем стараться предлагать выгодные условия.

— То есть вы заинтересованы в любом случае в наращивании объемов, будете жертвовать маржой?

— Как раз для этого мы и прорабатываем различные варианты. То, что мы озвучили по локализации, оптимизации логистических схем,— все в комплексе даст возможность предложить выгодные условия на приобретение нашей техники.

Интервью взяла Ольга Никитина

Вся лента