ФАС вчиталась в мелкий шрифт

Из-за чего антимонопольная служба завела дело против Альфа-банка

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завела дело против Альфа-банка из-за рекламы кредитки. Видеоролик, как считают в службе, нарушал закон: вся важная информация об условиях карты приводилась мелким шрифтом и в сносках, которые показывали слишком быстро. Кроме того, реклама заверяла, что Альфа-банк — «лучший мобильный банк». Далее пояснялось, что вывод основан на рейтинге одного из консалтинговых агентств. Объективно сравнивать продукты разных организаций по такому критерию нельзя, заявили в антимонопольном ведомстве.

Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ

Ранее за мелкий шрифт в рекламе ФАС также штрафовала Почта-банк и выиграла иск против Райффайзенбанка, признав его ролик о дебетовой карте недостоверным. Компании даже пришлось выпускать опровержение на федеральном ТВ.

Насколько объективны претензии регулятора? Партнер юридической фирмы Comply Максим Али отмечает, что все зависит от деталей: «В каждом случае смотрят на обстоятельства размещения рекламы. Если идет какая-то бегущая строка, то есть определенная скорость чтения. Если большинству потребителей шрифт приходится увеличивать, допустим, в интернет-рекламе, то это тоже может быть проблемой. Часто бывают ситуации, когда информация размещается на билбордах, и водитель, который проезжает мимо них, физически не способен прочитать все приписки.

Сначала это будет оценивать сотрудник ФАС, что называется, на глазок. Потом при необходимости можно назначать разного рода экспертизы. На самом деле в большинстве случаев антимонопольная служба старается все-таки возбуждать дела по тем ситуациям, когда потребитель, очевидно, не мог успеть прочитать сообщение. ФАС не заинтересована в отмене решений судом.

Понятно, что бывают пограничные случаи. Кроме того, финансовые продукты сложные, и каждый раз заказчику приходится принимать решение, нужно ли использовать крупный шрифт, но тогда будет некрасиво, или рискнуть и этого не делать.

При этом банки — достаточно состоятельные организации. Они могут заложить в расходы на рекламную кампанию 100 тыс. руб. или 500 тыс. руб. штрафа.

Вместе с тем контрреклама — гораздо более болезненный инструмент, но на практике как мера наказания она назначается крайне редко. История с Райффайзенбанком, скорее, здесь является исключением. Контррекламы, безусловно, банки боятся. Думаю, именно поэтому ФАС постаралась довести в этом случае дело до конца.

Безусловно, рекламное законодательство во многом про оценочные критерии. Здесь невозможно выдумать какие-то универсальные правила. Даже после того, как дело возбуждено ФАС, можно и там предоставлять доказательства, что шрифт вполне мог восприниматься потребителем. И если служба вынесет негативное решение, тогда уже настанет время идти в суд».

Между тем в ФАС добавили, что за последний месяц это уже третье дело против Альфа-банка; если нарушения подтвердятся, ему грозит штраф. Первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев заявил “Ъ FM”, что кредитная организация «впрямую нарушать закон никогда не собиралась», и предположил, что ошибка возникла из-за невнимательности.

За последние годы российский бизнес стал добросовестнее указывать информацию в рекламе, но до конца манипуляции в этой области искоренить невозможно, подчеркнул директор по стратегии брендингового агентства Depot Фархад Кучкаров:

«Бизнес циничен в этом плане. Как раз в рекламе, которая приносит деньги, никто не гнушается этими приемами, к великому сожалению, даже самые большие бренды.

Что касается отношения к этому, то в банковской категории эта тема обыгрывалась и не раз. И большинство игроков заявляли, что они против мелкого шрифта, против "звездочек". Можно вспомнить рекламу и Московского кредитного банка, который как раз на контрасте позиционировал себя как более честный и открытый.

Эта тема обыграна, но, к сожалению, она не исчезла. У всех компаний любые рекламные макеты проходят юридическую службу. При этом какой-нибудь гениальный копирайтер напишет текст таким образом, что его невозможно трактовать определенным образом, но потребителю при этом будет все понятно. Но исключено, чтобы бизнес шел на сознательное нарушение закона.

Вместе с тем и юристам, и службам безопасности очень тяжело регулировать некоторые моменты, в частности, насколько этот шрифт правильно отображен, потому что чаще всего достаточно, что сноска в принципе существует».

На проблему с соблюдением банками рекламного законодательства также обращал внимание ЦБ. С октября, в частности, банки и микрофинансовые организации обязаны указывать в рекламе не только минимальную, но и максимальную ставку по кредитам и займам.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елизавета Скобцова

Вся лента