Нелегальный дым заполнил Центральный округ

Регионы ЦФО «не доложили» в бюджет страны почти 10 млрд рублей из-за роста теневого оборота табака

Менее чем за год в России доля контрабандных и контрафактных изделий из табака увеличилась с 12,1% до почти 14%. Действия табачных «нелегалов» приводят к прямым потерям бюджета. В целом по стране речь идет о суммах в 100-150 млрд руб. Развитие «теневого» рынка хорошо видно на примере регионов Центрального федерального округа, в которых нелегальный оборот вырос в несколько раз. Для того, чтобы остановить этот рост и эффективно бороться над обелением табачного рынка в стране, необходимо ужесточить законодательство, усилить межведомственное взаимодействие, государственный и гражданский контроль, уверены опрошенные «Ъ-Юг» эксперты.

Во втором и третьем кварталах 2023 года «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконного оборота промышленной продукции» (АНО «ННЦК»)проводил IV Всероссийское исследование незаконного оборота табачной продукции. Оно показало, что на рынке РФ доля незаконного табака составила 13,3% (в пересчете на курящих) и 13,9% (в пересчете на все население). Для сравнения, год назад эта доля была 12,1%. В незаконном обороте преобладают сигареты из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС): более 50% от всего незаконного оборота. Львиная доля (свыше 90% от теневого объема табака из ЕАЭС) — у сигарет из Беларуси. Особенно это заметно в Центральном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

Однако это вовсе не означает, что, например, в ЦФО белорусская продукция есть в каждом из регионов. В частности, в Тверской и Рязанской областях, действительно, на нелегальном рынке преобладают сигареты, ввезенные из стран ЕАЭС. А вот во Владимирской такой продукции почти не обнаружено. Зато есть контрафактные сигареты (то есть подделки, изготовленные «подпольными» цехами на территории этой области или других регионов РФ).

По словам директора АНО «ННЦК» Ирины Бушиной, менее чем за год в Центральном федеральном округе нелегальный оборот табака вырос в 1,3 раза — до 16,4%. При этом из трех указанных регионов ЦФО наименьшая доля незаконного оборота — во Владимирской области (0,7%). «В Тверской и Рязанской доли незаконного оборота существенно выше среднероссийской и составляют 23,9% и 19,1% соответственно, — добавила госпожа Бушина. — В Тверской области доля незаконного оборота практически утроилась, тогда как во Владимирской, напротив, отмечено значительное снижение нелегального оборота».

По итогам второго квартала 2023 года, минимальные потери бюджета в РФ превысили 26,4 млрд руб., на 6,5 млрд больше, чем в первом квартале, уточнила глава ННЦК. Потери бюджета по ЦФО выросли в 1,6 раза — до более чем 9,8 млрд руб. Из них 888 млн рублей — это вклад трех областей: Тверской (525 млн руб.), Рязанской (около 350 млн руб.) и Владимирской (13,5 млн руб.).

Новые нормы помогут снизить потери

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Артем Кирьянов напомнил, что с 1 сентября вступил в силу федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий и сырья для их производства» (№ 203-ФЗ от 13.06.2023). «С принятием этого закона завершено создание комплексной системы регулирования всех сфер производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, а также установления госконтроля и надзора по всей цепочке ее производства и сбыта, — пояснил депутат. — Важным и наиболее действенным инструментом прослеживания является маркировка, мобильное приложение "Честный знак" позволяет осуществлять гражданский контроль. Думаю, надо активизировать и другие инструменты общественного контроля, задействовать систему общественных палат и общественных советов всех уровней. Это поможет сформировать нетерпимое отношение к покупке нелегальной продукции, сократит выпадающие доходы бюджета. А сегодня эти суммы исчисляются уже от 100 млрд до 150 млрд руб. в год».

По мнению эксперта, сегодня главный акцент надо сделать на формировании правовой базы в целях имплементации норм закона, а также добиваться повышения эффективности правоприменения в отношении нарушителей, производящих или продающих нелегальную продукцию. «Законодательная база для этого полностью сформирована. Осталось дело за малым — обеспечить на практике условия отсутствия возможности ухода нарушителей от ответственности», — резюмировал Артем Кирьянов.

Максим Курганский, директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы «Честный знак») рассказал, что есть большое количество изделий из табака, которые попадают в РФ без акцизной марки той страны, для которой такая продукция выпускается (Белоруссии, Армении, Казахстана и т. д.). «В этом плане гармонизация акцизов решит только часть проблемы нелегального оборота. Для более эффективной борьбы необходим контроль за перемещением продукции между государствами, внутри стран ЕАЭС, — уверен господин Курганский. — Как раз одно из таких решений — введение статьи «Контрабанда», когда будет учитываться пересечение не только таможенной границы в рамках ЕАЭС, но и государственной границы России».

Максим Курганский добавил, что за минувшие 10 лет в РФ количество легальных табачных фабрик заметно сократилось, в том время как число нелегальных производств, наоборот, росло. И только в последние годы, в том числе благодаря применению цифровой маркировки, сотрудникам правоохранительных органов, ФТС удалось выявить и закрыть ряд таких подпольных предприятий. «Однако в соседних странах, например, в Абхазии, Армении, Белоруссии, Грузии количество нелегальных табачных производств существенно увеличилось. И сигареты таких фабрик попадают на российскую территорию: в приграничные регионы и далее — вглубь страны».

По словам эксперта, как только в нашей стране завершится работа по решению вопроса лицензирования производства и прослеживаемости сырья, вопрос происхождения сигарет и другой табачной, никотинсодержащей продукции будет закрыт. «Мы это видим на примере производства и переработки молока, где благодаря госконтролю (в том числе, через маркировку) начали выявляться и пресекаться многочисленные факты нелегального оборота, — пояснил Максим Курганский. — Но и сейчасблагодаря системе «Честный знак»мы видим готовую табачную продукцию, которую можно проверять (по ряду критериев) и понимать законность ее происхождения. Всего в системе сейчас маркируются товары из 16 категорий. Благодаря мобильному приложению «Честный знак» граждане могут моментально передать информацию о выявленном нарушении в правоохранительные, регулирующие и контролирующие органы. Все происходит моментально, в онлайн-режиме. Специально никуда ходить не надо. Для усиления гражданского контроля мы намерены сотрудничать с региональными общественными палатами. Переговоры с некоторыми из них начнем в ближайшее время».

Легальные производители — за проверки и гармонизацию

Государство уже создало довольно полную нормативно-правовую базу для борьбы с нелегальным оборотом табачной и никотинсодержащей продукции, констатировал Алексей Чиков,управляющий по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» («ФМИ») в России. «Однако статистика по регионам очень разная, и это иллюстрация того, какое внимание реально уделяется этой проблеме на местах, — заметил господин Чиков. — Сегодня именно на уровне субъектов федерации требуется корректное и ориентированное на результат правоприменение. В октябре были разрешены некоторые виды проверочных мероприятий в отношении розничной торговли табачной и никотинсодержащей продукцией. Однако известно, что уведомление о таких проверках рассылают по торговым точкам за сутки».

По мнению представителя аффилированных компаний «ФМИ» в России, такой подход к организации проверок едва ли может быть результативным и требует корректировки. Нужны целенаправленные проверки торговых точек, реализующих именно нелегальную продукцию, а не тех, которые просто находятся «на виду». «Некорректное использование административного ресурса в отношении законопослушного бизнеса приведет к сокращению объемов легальной розницы и лишь увеличит масштабы нелегальной торговли», — подытожил Алексей Чиков.


Менеджер по связям с органами власти «Дж.Т.И. Россия» Роман Трошкин заметил, что при доле нелегального оборота 13,9% выпадающие доходы федерального бюджета составят не менее 130 млрд руб., из которых 100 млрд руб. — это прямые потери от неуплаты акцизов. «Возникают выпадающие доходы региональных и местных бюджетов, — уверен эксперт. — В первую очередь, речь о налоге на прибыль. Если оборот табака теневой, то, соответственно, и налогооблагаемая база по налогу на прибыль, который уплачивается в региональные бюджеты уменьшается, т.к. происходит вытеснение легальной продукции нелегальными сигаретами».

По словам Романа Трошкина, основная причина роста в России незаконного рынка табака —сохраняющиеся различия в уровне ставок акцизов в странах ЕАЭС, а соответственно и разница в ценах на сигареты для потребителей. «В текущем году в странах ЕАЭС наблюдается рост минимальных цен. Например, в Казахстане с 1 июля 2023 года повысили уровень минимальной цены. В итоге, стоимость пачки в рознице увеличилась со 112 руб. (в первом полугодии) до 139 руб. (сейчас), — констатировал Роман Трошкин. — В Беларуси также наблюдается рост минимальной розничной цены (с 52 руб./пачка до 76 руб./пачка). Сказывается действие Соглашения между Беларусью и Россией о гармонизации косвенных налогов. В текущем году в республике уже было четыре волны повышения ставок акцизов на сигареты. А это приводит к планомерному росту минимальной стоимости сигарет».

Эксперт обратил внимание, что у России и Беларуси все еще серьезная разница в минимальных розничных ценах на сигаретную пачку (более 40 руб.) и странам есть куда стремиться в гармонизации табачных акцизов.

Контроль межведомственный и общественный

Опрошенные эксперты отметили, что, помимо законодательных мер, для более эффективной борьбы с табачными «нелегалами» и в регионах ЦФО, и в целом по России необходимо усилить взаимодействие правоохранительных и контрольно-надзорных органов друг с другом и с общественными организациями.

Так, заместитель начальника Службы таможенного контроля после выпуска товаров Центрального таможенного управления Андрей Клименко подчеркнул, что таможенный контроль многогранен и касается не только работы сотрудников службы на пунктах пропуска через границу. «Это, в частности, контроль оборота иностранных товаров на территории РФ, — уточнил представитель ЦТУ. — Любой контроль эффективен, когда мы действуем в тесном взаимодействии с другими службами, правоохранительными и контролирующими органами, используя весь массив информации, которой сегодня можно обладать, благодаря современным технологиям, средствам коммуникации и программным продуктам. Каждый отдельно взятый государственный орган имеет те или иные законодательные ограничения. Например, сотрудники таможни не могут проверять товары, произведенные на территории ЕАЭС. Потому что Евразийский экономический союз — единая таможенная территория, в. следовательно, речь идет уже о внутреннем, а не о внешнем оборота товаров, и полномочия сотрудников ФТС России здесь весьма ограниченные. Свои ограничения есть у полиции, у территориальных подразделений Ростпотребнадзора. Но когда мы все работаем вместе, очень плотно взаимодействуем, то выявляемость товаров, которые с нарушениями продаются нашим гражданам, повышается многократно».

Андрей Клименко добавил, что среди выявляемой в рамках межведомственного взаимодействия незаконной табачной продукции примерно 85% приходится на сигареты из Белоруссии, что объясняется относительной близостью регионов ЦФО к этой республике. Объемы нелегальных табачных изделий из Армении и Казахстана значительно меньше, уточнил замначальника службы. «Эти три категории, которые выявляются в том числе и нашими сотрудниками, но для применения мер мы вынуждены передавать информацию о выявленных фактах незаконного оборота в территориальные управления Ростпотребнадзора и МВД», — подчеркнул Андрей Клименко.

Руководитель межрегионального движения по борьбе с контрафактной продукцией Денис Терсков рассказал, что они, например, в Твери и Рязани увидели отсутствие желания у представителей власти работать над выявлением фактов нелегального оборота табака. «При этом, по нашим наблюдениям, в той же Рязани очень много контрафактной продукции, — констатировал общественник. — Например, рядом с одной автобусной остановкой, как правило, есть три-четыре ларька, торгующих контрафактом. И когда мы такие факты выявляли, вызывали полицию, то нам приходилось ее ждать по семь-восемь часов, а в иных случаях так и не смогли дождаться. Мы сейчас проводим рейды по розничным торговым «точкам» в 36 регионах России и далеко не во всех из них сталкиваемся с подобным отношением представителей правоохранительных органов».

Денис Терсков добавил, что полицейские, которые приезжают на вызовы представителей движения, в массе своей, не понимают как работать с нелегальной продукцией, потому что отсутствуют необходимые знания и компетенции. «Нашим коллегам приходится буквально на пальцах объяснять сотрудникам МВД, как выявлять контрафакт, на что обращать внимание, рассказываем о системе «Честный знак» и т. д. Все это говорит о том, что в конкретном городе, регионе не ведется борьба с нелегальным оборотом», — пояснил господин Терсков.

По его словам, в стране есть примеры быстрого реагирования полицейских, способных грамотно выявлять контрафакт и разбираться с каждой конкретной «точкой», профессионально и компетентно, но пока таких примеров мало. «С другой стороны, периодически приходится слышать о таких инициативах местных властей, как запрет продажи сигарет в павильонах, оставить табачные только крупной сетевой рознице. Чиновники уверены, что это поможет в борьбе с контрафактом. На самом деле, это лишь усугубит ситуацию, потому что криминалу, а именно он стоит за нелегальным оборотом табака, все запреты по боку. Он и дальше будет развивать такой «бизнес». От подобного запрета пострадают небольшие легальные продавцы, честные предприниматели, а нелегалы только выиграют», — резюмировал Денис Терсков.

Вся лента