Троллинг городского уровня
В Екатеринбурге партии жалуются на фальшивую агитацию от их имени
Екатеринбургские отделения «Единой России» (ЕР) и «Справедливой России — За правду» (СРЗП) пожаловались в избирком на фейковые баннеры и листовки, размещенные от их имени в рамках кампании по выборам в гордуму. Так, главу города единоросса Алексея Орлова неизвестные изобразили на плакатах рядом с кандидатами от оппозиционных партий, а руководителя обкома КПРФ Александра Ивачева обвинили в клановости от имени СРЗП. Эксперт считает, что подобные акции следует воспринимать лишь как «троллинг оппонентов», поскольку реальных электоральных дивидендов они не принесут.
Первую порцию псевдоагитации екатеринбуржцы заметили на нескольких билбордах в начале прошлой недели. На плакатах с надписью «Екатеринбург развивается» мэр Алексей Орлов, возглавляющий список ЕР на выборах в гордуму, был поочередно изображен рядом с оппозиционными кандидатами — депутатами гордумы Викторией Ивачевой, Романом Ступниковым (оба — КПРФ), Михаилом Вечкензиным (СРЗП) и Константином Киселевым («Яблоко»). Обязательные выходные данные на агитпродукции отсутствовали. Плакаты сняли с билбордов через несколько часов.
Позже неизвестные массово расклеили листовки с портретом, сложенным из двух половинок лиц — первого секретаря обкома КПРФ, зампреда областного парламента Александра Ивачева и его супруги Виктории, баллотирующейся в гордуму от Компартии.
Общую голову коммунистов венчали рога, а изображение дополняли подписи «Лжекоммунисты» и «Муж и жена — одна сатана!».
Надпись в партийных цветах «"Справедливая Россия" против семейных кланов» и выходные данные указывали на то, что масштабный тираж (50 тыс. экземпляров) якобы оплатили справороссы. Листовки размещали на свободных поверхностях (остановках, подъездах, заборах) в округе №22 Чкаловского района, где избирается госпожа Ивачева.
Обе пострадавшие партии — ЕР и СРЗП — пожаловались на фейковую агитацию в Ленинский территориальный избирком (ТИК), который занимается организацией выборов в гордуму. «Установлено, что агитационные материалы не заказывались и не оплачивались участниками кампании официально. Мы обратились в УМВД по Екатеринбургу с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности»,— сообщил “Ъ” председатель ТИК Вадим Антошин.
По мнению осведомленного собеседника “Ъ” на уральском рынке политтехнологических услуг, лжеагитацию с символикой единороссов применил один из кандидатов, появившихся на баннере в компании главы города, а трех других «налепили для отвода глаз». Листовки же с семейной парой из КПРФ не заказывали ни справороссы, ни сами коммунисты, считает источник: «Это не "самострел" и, конечно, никакие не эсеры — для них-то эта история как раз наиболее болезненна».
«Нет особых надежд, что будут найдены исполнители,— посетовал в беседе с “Ъ” Александр Ивачев.— Практика показывает, что этого почти никогда не происходит». При этом он заявил, что заказчики акции ему «понятны», и это не справороссы: «Есть только один оппонент, который (в этом.— “Ъ”) заинтересован, и этот оппонент использует такие грязные технологии». Однако имени этого человека господин Ивачев не назвал. Он также считает, что в конечном счете ситуация сыграет в минус конкурентам и в плюс коммунистам, ведь «избиратели умные и догадываются, кто это сделал».
Задействованный в лжеагитации ЕР «яблочник» Константин Киселев рассказал “Ъ”, что воспринял свое появление по соседству с мэром как противопоставление: «В душе, политтехнологически я не был против».
Вместе с тем кандидата озадачило, что на лжеагитации «сошлись» четыре политика из трех «идеологически несопоставимых» групп: «Что объединяет эти четыре фигуры и кому это надо было делать, я догадаться не могу».
По словам господина Киселева, он тоже принес в избирком заявление, в котором указал, что не давал разрешения на использование своего изображения, и попросил устранить нарушение: «Они посмотрели на меня и говорят: "Уже убрали, нарушение устранено"».
Уральский политолог Алексей Шабуров отмечает, что в Екатеринбурге давно практикуют подобные технологии, но «по сравнению с тем, что было в девяностые и нулевые, это детские игры». Сейчас нечестные приемы применяют скорее по старой памяти, считает эксперт. «Есть убеждение, что нужен черный пиар, и есть заложенный бюджет, вот и придумывают такие истории»,— поясняет господин Шабуров. Но подобные акции, по его мнению, следует воспринимать лишь как «троллинг оппонентов», поскольку их электоральная эффективность минимальна: «Да, политическая тусовка это все обсуждает, смеется, друг другу пересылает, но это то же самое, как в Telegram-канале смешную картинку запостить. Тут просто бюджет в сто раз больше, вот все этими картинками и обклеили».