Ток-машина

В Пермском крае развивается инфраструктура для электронных автомобилей

В Пермском крае ежегодно растет количество пользователей электрического транспорта. Этому способствуют программы по увеличению электрозарядной инфраструктуры, а также привлечение в регион новых брендов электрокаров. Благодаря этому уже сегодня электромашины переходят из разряда премиум-сегмента в более массовый. Экологичность и экономичность такого транспорта привлекает внимание покупателей машин не только для личного пользования, но и для коммерческих целей. Эксперты считают, что интерес к электрокарам будет расти, поэтому необходимо предусмотреть развитие сети сопутствующей инфраструктуры.

На конец 2022 года в Пермском крае было зарегистрировано более 700 электромобилей. Такие данные привел министр экономического развития и инвестиций Пермского края Эдуард Соснин в рамках круглого стола «Перспективы развития электротранспорта в Прикамье». Он рассказал, что в регионе расположено 37 электрозарядных станций (ЭЗС), из них 27 – в краевой столице. В этом году Пермский край присоединился к пилотному проекту по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Проект предполагает субсидирование части затрат на создание зарядной инфраструктуры в регионе. В ближайшие два года планируется установить еще 66 ЭЗС. Общий объем субсидий может составить более 180 млн рублей.

Эдуард Соснин отметил, что в Прикамье есть все условия для дальнейшего развития электротранспорта. Регион является энергоизбыточным: почти четверть вырабатываемой в Пермском крае электроэнергии экспортируется. Власти, в свою очередь, также готовы стимулировать интерес к покупке электрокаров. В прошлом году для владельцев электромобилей введено освобождение от уплаты транспортного налога.

Основатель сообщества «ЭлектроПрикамье» Александр Шаврин подтверждает, что с каждым годом число людей, интересующихся электротранспортом, становится больше. При этом вопросы пользователей пока сохраняются: где заряжать, как оплачивать, какие приложения ставить. Поэтому было создано сообщество, которое помогает разобраться со всеми вопросами эксплуатации электромобилей.

Руководитель ГБУ «Центр информационного развития Пермского края» Евгений Катаев привел четыре заблуждения в отношении электротранспорта: невозможность работы электротранспорта при низких температурах воздуха, долгая заправка, небольшой запас хода и уровень стоимости зарядки относительно других видов топлива. Однако опыт эксплуатации электромобилей показывает отсутствие проблем при работе в холодном климате. Для зарядки необходимо 20–30 минут. Электрический автомобиль дешевле в эксплуатации, чем автомобиль на метане. Евгений Катаев рассказал, что в Перми принято решение об эксплуатации электробусов. В прошлом году проходил эксперимент по его использованию на маршрутах города, и он показал хорошие результаты. Поэтому уже осенью 16 электробусов выйдут на линии города Перми.

Благодаря привлечению в регион новых брендов электрокаров этот вид транспорта становится более доступным. Финансовый директор компании VERRA Евгений Ощепков рассказал, что компания начала продажу электрокаров в Пермском крае в 2021 году и стала одним из первых автодилеров, развивающих это направление. Продажу электрокаров в Перми дилер начал с премиальной марки Porsche Taycan. Сегодня портфель компании пополнился марками электрокаров среднего ценового сегмента: китайским брендом Skywell и российским «Москвичом». «Мы видим свою миссию в развитии электротранспорта. Как дилер, мы должны выбрать наиболее интересные и перспективные марки, обеспечить их доступность в Пермском крае, гарантийное обслуживание и ремонт на всей территории нашего региона», – отметил финдиректор компании VERRA.

Помимо продажи автомобилей, VERRA занимается развитием сопутствующего сервиса для электрокаров. «Ремонт электрического автомобиля отличается от ремонта автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Наши станции технического обслуживания оборудованы специальным инструментом, на них предусмотрены отдельные помещения для хранения и обслуживания аккумуляторных батарей. Наши сотрудники регулярно проходят обучение и имеют сертификаты для работы с электрооборудованием повышенной мощности», – пояснил Евгений Ощепков. Он добавил, что развитие электротранспорта требует также расширения сети ЭЗС. На своих площадках VERRA предусматривает возможность для подзарядки электрокаров.

Расширением сети ЭЗС занимаются также электросетевые компании, которые видят в этом новые возможности для своего бизнеса. Александр Шагов, заместитель директора по развитию и реализации услуг филиала «Россети Урал» – «Пермэнерго», рассказал, что компания с 2018 года начала программу по установке зарядных станций. Сегодня на территории Прикамья установлены шесть ЭЗС, которыми можно воспользоваться бесплатно. В 2023 году будет установлено еще три, а к 2026 году – восемь ЭЗС. Пока развитие инфраструктуры для электронных автомобилей не является бизнес-проектом компании. Однако в ближайших планах – монетизация данного направления работы.

«Мы хотим быть в тренде развития страны. Понимаем, что электротранспорт развивается, количество пользователей растет, и мы тоже хотим тоже участвовать в этом процессе», – поясняет Александр Шагов. Сегодня есть запрос от жителей Перми о расширении возможностей зарядки автомобилей на территории многоквартирных жилищных комплексов. «Россети Урал» – «Пермэнерго» помогает в решении вопросов по согласованию мест установки специальных розеток в многоквартирных домах для подзарядки автомобилей.

Сегодня при строительстве новых ЖК наличие ЭЗС на территории носит лишь рекомендательный характер, но уже понятно, что девелоперы воспринимают наличие такой ЭЗС как свое конкурентное преимущество.

Производители предлагают несколько вариантов – быстрые и медленные электрозарядные станции. Лидер российского рынка компания E-PROM – производитель, интегратор и оператор зарядных станций для электромобилей и электробусов – принимает активное участие в развитии зарядной инфраструктуры для электротранспорта в России.

Коммерческий директор E-PROM Марат Нургалиев рассказал, что современная производственная площадка и собственная команда разработчиков позволяют компании изготавливать зарядные станции мощностью до 300 кВт, в том числе по индивидуальным техническим требованиям потребителей.

В портфеле компании уже реализованы проекты в рамках участия в федеральной программе по развитию электрозарядной инфраструктуры в регионах России – Московской, Нижегородской, Ленинградской областях и Республике Татарстан. В 2022 году в рамках данной программы было поставлено более ста зарядных станций E-PROM мощностью 150 кВт.

С 29 августа 2022 года зарядные станции E-PROM полностью соответствуют требованиям, которые предъявляются к продукции, произведенной на территории Российской Федерации. Свидетельством этого является заключение №83558/21, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Марат Нургалиев высоко оценил потенциал Пермского края в части развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры и сообщил о готовности участия E-PROM в данном процессе.

Эксперты отмечают, что использование электрокаров для решения бизнес-задач имеет большой потенциал. Ведущий менеджер по лизингу Пермского представительства лизинговой компании CARCADE Павел Гуляев рассказал о преимуществах использования электромобилей в коммерческих целях. По его словам, CARCADE заняла первое место в сегменте легкового и легкого коммерческого транспорта с долей 16,7%, согласно последнему исследованию рынка лизинга за девять месяцев 2022 года. В 2022 году компания профинансировала приобретение 15,5 тыс. легковых автомобилей, из них 248 электромобилей. Машины приобретались для различных целей. Например, для пополнения таксопарка одного из российских городов. Помимо выгоды в обслуживании такого автомобиля и сокращения затрат на топливо, бизнес может сэкономить, получив субсидию на приобретение российских электрокаров. В этом году субсидия составит 25% от стоимости автомобиля.

«Нам, как лизинговой компании, нет разницы – финансировать автомобиль с ДВС или электрический. Но большой парк автомобилей требует значительных финансовых затрат, а с лизингом можно сэкономить и на стоимости (благодаря субсидии), и на обслуживании (благодаря оптимизации расходов). Это очень выгодно», – отметил Павел Гуляев.

Модератор мероприятия, директор технопарка Morion Digital Оскар Ягафаров, подводя итоги встречи, отметил, что рынок электромобилей находится только в начале пути. Но уже сегодня имеется огромный потенциал для развития нового вида предпринимательства. Это и создание новых сервисов для электрокаров, разработка и установка ЭЗС, а также использование электротранспорта в коммерческих целях. С учетом экономии на топливе и техническом обслуживании, электромашина становится более привлекательной для использования в личных и коммерческих целях, чем автомобиль с ДВС.

Вся лента