Вся наша жизнь — игра

История компании Nintendo: от игральных карт до приставок и смартфонов

Японская компания Nintendo занимается играми с момента своего создания. Если сначала это были игральные карты, то сейчас — мобильные игры для смартфонов. Большую часть современной истории компания придерживалась принципа: не так важна продвинутость технологий, сколько интересная и нестандартная идея для игры.

Фото: Reuters

Карты для якудзы

Японская корпорация Nintendo — один из крупнейших игровых разработчиков в мире. На этой неделе компания оказалась в топах новостей, поставив рекорд: она продала 10 млн копий двух новых игр всего за три дня. Начинала компания свою более чем 100-летнюю историю тоже с игры: возникшая в 1889 году Nintendo Karuta производила японские игральные карты ханафудо.

В XVI веке японцы заимствовали игральные карты у португальских моряков. Как и в Европе, игральные карты в Японии неоднократно запрещались властями — и как иностранное влияние, и как азартная игра.

В XIX веке появились карты ханафудо. Колоды в них были разделены на 12 мастей, соответствующих 12 месяцам года, а вместо чисел на картах использовались изображения. В переводе ханафудо означает «цветочные карты», так как на разных картах изображены разные растения. К концу XIX века, после так называемой Революции Мэйдзи, японские власти перестали преследовать игроков в карты.

В конце 1889 года, 29-летний ремесленник Фусадзиро Ямаути основал в Киото мастерскую Nintendo Karuta по изготовлению ханафудо. Он делал карты в одиночку и продавал их в небольшом магазинчике в одном из переулков Киото.

Мастерская Nintendo Karuta, 1889 год

Фото: Haiko Honten Co., Ltd. License / Wikipedia

Карты Ямаути отличались изысканностью — подчас это были настоящие произведения искусства. Производство расширялось, в мастерскую стали нанимать работников. Довольно скоро Nintendo Karuta стала крупнейшим производителем карт в Японии. Она стала изготавливать не только ханафуто, но и карты для других игр, некоторые из которых придумал сам Ямаути.

В какой-то момент карты ханафудо даже стали ассоциироваться с местной мафией — якудза, ведь те делали татуировки с сюжетами таких карт.

В 1929 году Фусадзиро Ямаути, которому было уже под 70, отошел от дел и передал руководство компанией своему зятю Сэкирё Канэде, который взял фамилию жены, став Сэкирё Ямаути. Он хотел расширять семейное дело — переименовал компанию в Yamauchi Nintendo & Company, сделав ее совместным предприятием, а также основал компанию Marufuku Company, которая должна была заниматься дистрибуцией карт.

У Фусадзиро Ямаути не было сына, которому он смог бы передать по наследству семейный бизнес, поэтому, по древней японской традиции он назначил своим преемником своего будущего зятя Сэкирё Канэда

Фото: автор неизвестен / nintendoblast.com.br / Wikipedia

При Сэкирё Ямаути бизнес продолжал расти, но все еще не выходил за пределы производства и продажи различных игральных карт. В 1949 году Сэкирё перенес инсульт и ему пришлось уйти на покой. Новым главой Nintendo стал его внук Хироси Ямаути, которому на тот момент был всего 21 год.

От такси до игровых приставок

Именно с Хироси Ямаути связано превращение Nintendo из производителя карт в одного из лидеров мирового рынка видеоигр. Он возглавлял компанию более полувека — с 1949 по 2002 год. Интересно, что сам Хироси играл в видеоигру только раз в жизни.

Первые дни в Nintendo были для него сложными — работникам компании не понравилось, что ими начал руководить столь молодой человек — и они устроили забастовку. Но Хироси попросту уволил всех недовольных и потребовал, чтобы в дальнейшем все новые продукты и проекты одобрялись лично им.

В 1959 году Nintendo заключила первое лицензионное соглашение с западной компанией, купив у Disney права на изображение персонажей ее мультфильмов на своих картах.

Кроме того, компания стала активно размещать рекламу на телевидении.

К 1961 году Nintendo продала в общей сложности 1,5 млн колод своих карт. В 1963 году она стала публичной компанией, выйдя на Токийскую биржу, а сама компания получила нынешнее название — Nintendo Co.

Но вскоре компания оказалась в кризисе. После соглашения с Disney Nintendo все больше воспринималась как производитель карточек для детей, а среди взрослых популярность игральных карт падала — в том числе из-за изменения образа жизни японцев, который становился более западным. В 1964 году цена акций Nintendo упала до рекордно низкого уровня в истории, поставив компанию на грань банкротства.

Хироси Ямаути пытался вывести компанию на новые рынки — например, на рынок такси или продуктов питания — но эти инициативы не принесли успеха.

Под руководством Хироси Ямаути Nintendo стала той самой компанией, которую все знают сейчас

Фото: The Asahi Shimbun / Getty Images

Впрочем, одно новое направление оказалось довольно успешным — производство игрушек. Первой игрушкой стала механическая рука Ultra Hand, которую изобрел инженера Гумпэй Ёкои — впоследствии он станет известным геймдизайнером. Сначала Nintendo производила обычные игрушки, но довольно быстро перешла на электронные. Совместно с Sony она создала подразделение по производству таких игрушек — среди них были, например, световые пистолеты.

Бурное развитие Nintendo пережила в 1970-х годах. В 1972 году в США начались продажи первой в мире домашней игровой приставки Magnavox Odyssey. Это привлекло внимание Nintendo, которая купила права на распространение этой приставки в Японии.

Через несколько лет компания выпустила первую собственную игру — Computer Othello, электронную версию настольной игры «Отелло», в которой игроки должны захватить как можно больше клеточек на игровом поле своими фишками.

В 1977 году Nintendo представила и первую собственную игровую приставку. Серия приставок Nintendo Color TV Game, которые можно было подключать к цветному телевизору и играть на них в разные игры, выпускалась до 1980 года. Причем в первое время Nintendo демпинговала, продавая приставки существенно дешевле конкурентов, среди которых были японские компании Taito и Atari.

«Марио», «Тетрис» и «Ну, погоди»

Сигэру Миямото является создателем таких франшиз как Mario, Donkey Kong, The Legend of Zelda, Star Fox, Nintendogs

Фото: Damian Dovarganes / AP

В 1977 году произошло еще одно важное событие в истории Nintendo — на работу в компанию пришел 25-летний дизайнер Сигэру Миямото. Сейчас его называют одним из самых влиятельных людей в истории видеоигр — в числе прочего именно он создал такие игры, как Mario, Donkey Kong, The Legend of Zelda.

Первым его прорывом стала Donkey Kong, выпущенная в 1980-м. В ней герой в красной кепке по имени Джампмен должен был победить гигантскую гориллу. Позже Джампмен развился в одного из самых популярных персонажей игр Nintendo Марио.

Серия игр Mario и Super Mario, в которых усатый итальянский водопроводчик преодолевает различные препятствия, стала одной из самых известных в индустрии видеоигр.

С 1983 года Марио стал персонажем более чем 200 игр — на 2021 год было продано более 750 млн копий, что сделало франшизу самой продаваемой в истории. Еще одной очень популярной игрой Nintendo, созданной Миямото, стала запущенная в 1986 году The Legend of Zelda.

Тем временем еще один известный геймдизайнер из Nintendo — создатель той самой механической руки Гумпэй Ёкои — в 1980 году разработал первую портативную электронную игру Nintendo Game & Watch. Позже он рассказывал, что вдохновился, увидев в электричке бизнесмена, который для развлечения считал что-то на калькуляторе. Жидкокристаллические дисплеи таких игр были сходны с экранами калькуляторов. Ёкои сформулировал важную идею, впоследствии ставшую базой многих разработок Nintendo: можно использовать не самые передовые и поэтому более дешевые технологии, но при этом сочетать их с творческим нестандартным подходом к самим играм.

Игры Nintendo Game & Watch стали очень популярны, вскоре многие производители по всему миру стали выпускать подобные устройства. Именно на основе одной из игр этой серии — Nintendo EG-26 Egg — в 1984 году была создана одна из первых — и самая известная советская электронная игра «Ну, погоди!».

Были и обратные заимствования — в том же 1984 году инженер Вычислительного центра РАН Алексей Пажитнов придумал игру «Тетрис». Вскоре ее коммерческие версии стали производить по всему миру, в том числе и Nintendo. В «Тетрис» можно было играть на устройствах из второй линейки портативных электронных игр Nintendo — Game Boy, представленной в 1989 году.

Game Boy, появившийся в Японии 21 апреля 1989 года, продавался за 12,5 тыс. иен. Сразу было куплено 300 тыс. устройств

Фото: In Pictures Ltd. / Corbis / Getty Images

Nintendo стала лидером рынка — как пишет The New York Times, в 1990-м на компанию приходилось 93% рынка видеоигр. А у 70% американских домохозяйств с детьми от 8 до 15 лет были устройства Nintendo.

Известная же в России приставка Dendy была аппаратным клоном приставки Nintendo Famicom. Dendy собиралась российской компанией Steepler из китайских комплектующих сначала на Тайване, а затем и в российской Дубне.

Довольно скоро Nintendo столкнулась с острой конкуренцией игровых консолей Sega, а потом и с PlayStation от Sony и Xbox от Microsoft, так что сейчас Nintendo почти не представлена на рынке — компания сконцентрировалась на видеоиграх как таковых, а не на устройствах для них.

Спасительный покемон

К середине 1990-х Nintendo снова оказалась в кризисе. Конкуренция росла, все более популярными становились игры для ПК, а выпущенная компанией в 1996 году приставка Nintendo 64 с 3D-эффектами не слишком хорошо продавалась. Но в том же 1996 году у компании появилась игра, которая вновь привела ее к успеху. Новую игру придумали не в Nintendo — ее создала небольшая компания с говорящим названием Game Freak, которую создал геймдизайнер и фанат игр Сатоси Тадзири.

В Game Freak придумали игру, в которой можно было бы коллекционировать забавных «карманных монстров» — покемонов — обмениваться ими, выполнять задания, сражаться. Game Freak находилась на грани банкротства, когда игрой заинтересовался Сигэру Миямото из Nintendo. В итоге в 1996 году было выпущено несколько игр Pokemon. Очень быстро они приобрели большую популярность — и с тех пор Nintendo развивает обширную франшизу, в которую входили все новые игры, аниме, карточки и фишки, игрушки и др.

Франшиза про покемонов насчитывает более 905 различных игровых персонажей

Фото: Fred Greaves / AP

Так бизнес Nintendo снова начал расти. В 2002 году Хироси Ямаути, долгие годы возглавлявший компанию, ушел на пенсию, а ее генеральным директором стал Сатору Ивата — еще один геймдизайнер, сыгравший в истории компании огромную роль.

Целью Иваты стало превращение видеоигр во всеобщее увлечение. В начале 2000-х он говорил, что индустрия зашла в тупик — разработчики улучшают качество картинки, но сами по себе игры остаются достаточно нишевым развлечением.

«Нашей целью было создать приставку, которую бы хотели купить не только дети, но и их мамы: просто использовать, быстро запускается, потребляет мало энергии и работает тихо»,— рассказывал Миямото.

В 2004 году компания выпустила еще одно устройство, ставшее очень популярным,— портативную игровую приставку Nintendo DS. Новинкой было то, что один из экранов в ней был сенсорным — по мнению Иваты, это должно были «позволить пользователям играть интуитивно». Всего было продано 154,9 млн таких приставок — что делает Nintendo DS второй самой продаваемой игровой приставкой в мире. Причем от лидера — PlayStation 2 — она отстает лишь менее чем на 3 млн проданных устройств.

Высокими оказались и продажи выпущенной в 2006 году игровой консоли Wii. Ее главной особенностью стала новая система управления игрой — с помощью контроллера, присоединенного к основному корпусу, игрок мог управлять движениями своего персонажа в игре просто движением руки. Такая простота заметно расширяла аудиторию видеоигр.

При этом Ивата принял ключевое в истории компании решение: вместо жесткой конкуренции с PlayStation или Xbox по техническим параметрам устройств Nintendo сосредоточилась на разработке новых идей для игр.

Одной из таких находок было создание вместе с нейробиологом Рютой Кавасимой игры Brain Age. Это игра с довольно простыми заданиями, которые по замыслу создателей улучшают работу мозга. Часто ее рекламировали плакатами с пожилыми людьми с игровой приставкой в руках — тем самым разработав игру для такой не самой очевидной на тот момент возрастной аудитории.

Начало 2010-х стало еще одним сложным временем для Nintendo. Все большую популярность набирали мобильные игры — а компания по-прежнему концентрировалась на продвижении игр для консолей. В итоге Nintendo снова вышла на новый для себя рынок: в 2016 году она запустила игру Super Mario Run.

Благодаря гибридной компоновке на Nintendo Switch можно играть как на ходу, так и в режиме док-станции

Фото: Toru Hanai / Reuters

В том же году вышла игра в дополненной реальности Pokemon Go — хотя ее и запускали в основном другие компании — Nintendo была их партнером. Дальше развитие мобильных игр пошло довольно активно. В 2017-м вышла одна из самых популярных мобильных игр компании — ролевая стратегическая игра Fire Emblem Heroes. К октябрю 2022 года общее количество загрузок мобильных игр Nintendo превысило 800 млн, а выручка — $1 млрд еще в 2020 году.

Несмотря на бум мобильных игр, Nintendo продолжает выпускать и новые игровые консоли: в 2017 году вышла Nintendo Switch, впоследствии было выпущено еще несколько ее версий.

Рекорд, установленный на этой неделе, связан именно с играми для Nintendo Switch: продажи игр Pokemon Scarlet и Pokemon Violet впервые преодолели отметку в 10 млн копий всего за три дня.

Как и другие разработчики игр, Nintendo смогла воспользоваться резким ростом спроса на них с началом пандемии COVID-19. И хотя после пандемии спрос начал сокращаться, общая ситуация остается неплохой. Общая выручка компании в 2022 финансовом году, завершившемся в марте, составила $14 млрд, а прибыль достигла $4,1 млрд. Все это положительно сказывается на настроениях инвесторов: акции Nintendo с начала года показали рост на 11%.

Яна Рождественская

Вся лента