«Главное, что мы гарантируем приобретаемому активу — это рост бизнеса»

Директор по стратегическому и инвестиционному развитию «РТК-Солар» — о консолидации рынка кибербезопасности и значимости партнерства.

Директор по стратегическому и инвестиционному развитию «РТК-Солар» Ярослав Галайко

Фото: «РТК-Солар»

Число кибератак на российские компании с конца февраля продолжает расти, к осени показав новый, уже сезонный всплеск. При этом зарубежные игроки покинули рынок, оставив заметные бреши в цифровых решениях для защиты, но у российских компаний все ещё много преград для запуска новых проектов. О том, почему отрасли необходима консолидация и зачем небольшим компаниям сильный партнер, рассказал директор по стратегическому и инвестиционному развитию «РТК-Солар» Ярослав Галайко.

— Сейчас ситуация на рынке непростая, российская инфраструктура атакуется хакерами постоянно. Это подогревает спрос на кибербезопасность. Насколько сильно вы выросли в этом году?

— Спрос на информационную безопасность от российских компаний действительно вырос. Но сейчас это спрос на аутсорсинг информационной безопасности – заказчики хотят защиту здесь и сейчас, чтобы их взяли под защиту, когда они уже находятся под атакой. Если говорить о спросе на системы информационной безопасности, мы прогнозируем отложенный спрос, который реализуется в 2023 году. Многие компании закладывали бюджеты на западные решения, и пока не успели протестировать и выбрать отечественные аналоги.

— Бизнес-трендом этого года на рынке стал переход от венчурных инвестиций к M&A-сделкам. С чем это связано?

— Сейчас рынку нужны комплексные решения. А в связи с уходом зарубежных игроков на рынке образовались пустоты, которые необходимо быстро заполнять. Крупные российские компании с помощью сделок слияния и поглощения стремятся либо получить якорный актив в области кибербезопасности, либо усилить свои позиции на рынке.

— И поэтому вы создали отдельное направление стратегического и инвестиционного развития в «РТК-Солар»?

— Это ответ на текущую ситуацию на рынке. Клиентам нужна широкая экспертиза и закрытие максимального количества задач. Наша инвестиционная цель в том, чтобы сформировать портфель решений, который максимально полно закрывает потребность наших клиентов.

— Какой вид инвестиций вы чаще выбираете?

— У нас есть четкая позиция: выступать в роли стратегического инвестора. Мы не венчурный инвестор, мы не нацелены на последующую продажу приобретенных активов. Нам важно, чтобы компания, которая к нам присоединяется, стремительно росла и увеличивала предложение вместе с нами. В этом ключевое отличие. Мы делаем так, чтобы партнер не боялся сам инвестировать в новые технологии, которые раньше откладывал, потому что было неясно, насколько они востребованы. Мы готовы помочь вывести новые разработки на рынок, найти для них нишу. И несмотря на плотное сотрудничество, мы сохраняем бизнес-ДНК компании, ее «внутренний мир», так как понимаем и ценим вложенные в продукт ресурсы команды.

— Форма «слияние и поглощение» открывает много возможностей для приобретающей стороны. В чем выгоды для приобретаемого актива?

— Мы усиливаем лучшие стороны партнера и нивелируем слабые. Но самое главное, что мы гарантируем приобретаемому активу — это рост бизнеса. У нас самая широкие каналы продаж, и мы четко понимаем запросы клиентов. Исходя из этого можем предложить партнеру направление развития, которое закроет прежде всего необходимые клиентам задачи, что гарантирует спрос на продукт.

— Из чего состоит работа с уже состоявшимися крупными игроками и в каких партнерах вы заинтересованы сейчас?

— На подросших игроков мы смотрим как на технологических партнеров. Основная задача — сохранить сильные стороны, но при этом обеспечить рост через доступ к новым клиентам и инвестиции. Мы не хотим растворять в себе компании и делать так, чтобы их бизнес начал подчиняться нашим правилам. У зрелых игроков уже есть успешные апробированные решения, и, если они дополняют экосистему наших технологий, в таком партнерстве мы заинтересованы вдвойне. Эти решения мы включаем в свое предложение или в архитектуру новых больших систем.

Если коротко классифицировать компании, с которыми мы работаем, это молодые игроки с выручкой до 100 млн руб. в год и те, у кого выручка выше этого показателя — их мы считаем уже состоявшимися игроками, нашедшими свою нишу.

— По вашей оценке, насколько открыты к таким сделкам действующие игроки?

— Сейчас рынок ИБ понимает, что привлечение стратегического инвестора — один из немногих гарантированных путей успешного развития. Многие компании на каком-то этапе упираются в потолок роста - кто-то из-за невозможности масштабироваться, кто-то из-за того, что первые клиенты забирают весь ресурс для реализации проектов, и дальнейшее развитие становится невозможным. Участники рынка понимают, что эффективнее двигаться дальше с большим игроком, чтобы эти барьеры преодолевать. Поэтому да, компании открыты к таким партнерствам.

— Будет ли расти конкуренция между российскими игроками?

— Пока спрос на кибербезопасность в России превышает предложение. Вопрос даже не в конкуренции между компаниями, а в том, могут ли они закрыть все острые потребности клиентов. Мы выступаем за то, чтобы отрасль развивалась, появлялись новые высокотехнологичные продукты, потому что вызовы 2022 года останутся и в 2023-м. Но никто на рынке не сможет сделать этот рывок самостоятельно.

ООО «РТК ИБ»

Реклама

Вся лента