Кириллицу колют на клавиатуры

Параллельный импорт привел к росту гравировочного бизнеса

Спрос на гравировку кириллической раскладки на клавиатурах и ноутбуках вырос на 20–30% за последние полгода, говорят участники этого рынка. И если до начала введения антироссийских санкций из-за военных действий на Украине такие услуги обычно заказывали частные лица, то сейчас спрос сместился в сторону дистрибуторов электроники. Дистрибуторы тренд подтверждают и говорят, что готовы сами заняться гравировочным бизнесом. Но их планам способна помешать возможная нехватка расходных материалов и комплектующих, предупреждают участники рынка.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

За последние шесть месяцев (с марта по сентябрь) число заказов на услуги по гравировке кириллицы на клавиатурах и ноутбуках увеличилось на 30% год к году, сообщил «Ъ» управляющий мастерскими McGraver Юрий Жогов. Тренд подтверждают и в другом сервисе по гравировке, Gravirovkapro.ru: там рост спроса за аналогичный период оценивают на уровне 20%. При этом, по словам господина Жогова, большую часть заказов размещают юридические лица, в основном продавцы электроники.

О росте спроса на такие услуги со стороны юридических лиц, а не частных клиентов говорит и руководитель отдела развития «Сети компьютерных клиник» Алексей Дудин. «Мы рассматривали возможность открытия собственного направления бизнеса по нанесению гравировки, но в конечном итоге решили привлечь партнеров. На данный момент мы работаем именно в таком формате»,— говорит топ-менеджер.

Спрос дистрибуторов электроники на услуги по гравировке кириллицы на клавиатурах и ноутбуках связан с легализацией в России параллельного импорта.

Дело в том, что поставщики начали ввозить в страну ноутбуки и клавиатуры, не предназначенные для российского рынка — и, следовательно, без российской раскладки. Раскладка гравируется производителем непосредственно на заводе-изготовителе в зависимости от страны, куда поставляется техника. (см. «Ъ» от 25 июля).

«Для удобства покупателей мы сами гравируем ноутбуки, не предназначенные для российского рынка, на базе собственной инфраструктуры и при участии профильного партнера. На такие девайсы действует наша собственная годовая гарантия»,— говорит директор кластера «Домашний офис и фото» группы «М.Видео-Эльдорадо» Олег Резников. Топ-менеджер добавляет, что для бюджетных моделей ноутбуков клиентам в комплекте предлагаются наклейки с кириллическими буквами, а не гравировка. «В перспективе мы рассматриваем предоставление услуги гравировки и для девайсов, приобретенных вне наших сетей»,— резюмировал он.

Однако развитию такого бизнеса может помешать нехватка расходных материалов и комплектующих для оборудования, предупреждают владельцы гравировочных сервисов.

По словам Юрия Жогова, сроки доставки расходных материалов, часть из которых производится в Европе, существенно выросли. «Если раньше можно было получить заказ за три недели, то сейчас срок ожидания детали может достигать двух месяцев»,— рассказывает он. Среди расходных материалов и комплектующих господин Жогов называет, в частности, лазерный излучатель, системы вращения луча (сканаторы), оптические линзы. «У нас сейчас есть резерв всех запчастей, подверженных износу, и мы их заказываем наперед. Но если резерв закончится, то перед нами будет выбор — переходить на китайские аналоги или оптимизировать работу на время ожидания запчастей из ЕС»,— говорит он.

Тимофей Корнев

Вся лента