«Неторопливый, колоритный, своеобразный»

Петр Воронков — о Вольске

Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает, какую роль в обустройстве города сыграл купец Василий Злобин.

Фото: Yury1979volsk / Wikipedia

На берега Волги отправляемся сегодня в город Вольск. С одной стороны, типичный, волжский, провинциальный, неторопливый, как будто убаюканный великой нашей рекой. С другой, колоритный, своеобразный, со своей неповторимой историей, которой обязан он во многом купцу Злобину. Это человек, по словам историка Николая Костомарова, гениальный на поприще торговых спекуляций.

Родился Василий Алексеевич Злобин в бедной крестьянской семье, был тих, скромен, услужлив и обладал умением понравиться людям. Второе умение — появиться вовремя в нужном месте — видимо, определило его судьбу. На смышленого крестьянина обратил внимание князь Петр Вяземский. Он прикатил на волжские берега, дабы осмотреть свои земли, пожалованные императрицей. И Злобин не растерялся — доходчиво объяснил барину, где луга зеленее, в каких озерах рыбы больше, посоветовал, где и как хозяйство обустраивать. В общем, настолько понравился Вяземскому, что очень скоро стал его уполномоченным во всех хозяйских вопросах. А еще время спустя вызвал его князь к себе в Санкт-Петербург. Но, как говорится, скоро сказка сказывается.

Конечно, князь внимательно наблюдал Злобина — убедился в его честности, уме, деловой хватке. И однажды сказал: «Ты будешь моим орудием, будешь полным хозяином снятых откупов; капитал и залоги мои; пользы общие». Короче, когда князь в силу возраста отправился в мир иной, Злобин уже был миллионером. Дальше пошло по накатанной. Современники утверждают, что доходу Василий Алексеевич имел больше тысячи рублей в день. Любил хорошо пообедать с именитыми друзьями — Виктором Кочубеем, Михаилом Сперанским.

И все было бы прекрасно, но смерть сына опрокинула Злобина в депрессию, он заболел и буквально через год отдал богу душу. Обнаружились недоимки, долги, да такие, что все хозяйство его пошло с молотка. А главное Вольск, который он облагодетельствовал — храмы, парки, оранжереи, дома и целая плеяда новых купцов, доверившихся Злобину, — все они оказались не у дел. Поэтому неизвестно, каких высот достиг бы город, сложись все иначе.

Вся лента