Терминал смывает с берега

Новороссийский инвестор оспаривает утраченное право собственности на Волочаевский пляж

ООО «Порт Виктория» обратилось в кассационный суд с жалобой на решение нижестоящей инстанции, согласно которому общество утратило право собственности на берег моря в Новороссийске, где планировало построить новый морской терминал по перевалке зерна и металла. На спорном участке находится Волочаевский пляж, который на протяжении нескольких лет от застройки отстаивали местные активисты. По их словам, это единственное место в восточной части города, где пока еще не ограничен свободный доступ к морю. Юристы не исключают, что «Порт Виктория» в кассационном порядке восстановит имущественное право.

Волочаевский пляж, расположенный между военной гаванью и ООО «БТОФ-Терминал», — единственное место отдыха жителей Восточного района Новороссийска

Фото: bloknot-novorossiysk.ru

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа удовлетворил ходатайство ООО «Порт Виктория» и приостановил исполнение постановления апелляционной инстанции по делу о Волочаевском пляже до рассмотрения кассационной жалобы. Информация появилась в картотеке арбитражных дел. 17 августа 15-й арбитражный апелляционный суд признал отсутствующим право собственности ООО «Порт Виктория» на земельный участок площадью 0,87 га. Решение также стало основанием для аннулирования соответствующей записи в ЕГРН.

Спорный участок известен как Волочаевский пляж, он расположен в Новороссийске между военной гаванью и ООО «БТОФ-Терминал». Это несанкционированное место отдыха жителей Восточного района города. Других мест для купания здесь нет.

О том, что компания «Порт Виктория» намерена построить на Волочаевском пляже морской терминал по перевалке генеральных и навалочных грузов, стало известно весной 2020 года. Согласно инвестпроекту, грузооборот терминала должен составить 2,5 млн т в год, объем инвестиций — 3 млрд руб.

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Порт Виктория» зарегистрировано в Новороссийске в апреле 2019 года. Компания специализируется на вспомогательной деятельности, связанной с водным транспортом. Выручка по итогам 2021 года составила 6,6 млн руб., чистый убыток — 2,2 млн руб. Генеральным директором «Порта Виктория» является Руслан Лисовой, учредителями в равных долях — ООО «Порт Инвест» и Артем Колчекьян. Последнему также принадлежат 80% доли в УК строительной компании «Новотрансстрой», в числе бывших совладельцев которой указан бенефициар ООО «Новоросметалл» Шалва Гибрадзе.

Планы создания еще одного порта на восточном берегу Цемесской бухты не устроили городских активистов. Было записано видеообращение к президенту РФ, в котором люди просили обеспечить им свободный доступ к береговой полосе. Следом Межрегиональное ТУ Росимущества обратилось в краевой арбитраж с иском о признании отсутствующим права собственности «Порта Виктория» на земельный участок. Согласно позиции истца, берег моря незаконно выбыл из собственности РФ: в 2008 году власти города, превысив полномочия, сдали федеральную землю в аренду ООО «Строй-Траст», позже арендатор оформил участок в собственность, а затем продал его Тадеушу Кобецу (вместе с Русланом Лисовым владеет ООО «Терминал-А»). В 2009 году на основании распоряжения правительства земельный участок вошел в границы морского порта Новороссийск. А в 2019 году землю приобрела компания «Порт Виктория» для реализации инвестпроекта морского терминала.

Суд признал исковые требования необоснованными, указав, что в момент передачи участка в аренду право федеральной собственности на него не было зарегистрировано, следовательно, он относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена, а значит, администрация Новороссийска обладала полномочиями по распоряжению им. Также был учтен факт наличия на участке эллинга (сооружения для ремонта и хранения судов), собственником которого является ООО «Порт Виктория». Суд решил, что общество обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка.

В июле 2022 года МТУ Росимущества обжаловало решение суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции определил, что участок в силу прямого указания закона относится к собственности РФ. Соответственно, администрация вопреки выводам суда первой инстанции не имела права распоряжаться этой землей, а принадлежащий обществу на праве собственности эллинг к инфраструктуре морского порта не относится. «Спорный участок не может рассматриваться как выбывший из владения Российской Федерации»,— говорится в судебном акте.

Оперативно получить комментарий в МТУ Росимущества не удалось. Руслан Лисовой на телефонный звонок «Ъ-Кубань» не ответил.

Адвокат, руководитель проектов ProLegals Андрей Стаценко предполагает, что суд кассационной инстанции может занять формальную позицию, а оставить судебные акты без изменения поможет довод о нахождении земельного участка с 2009 года в границах территории морского порта, что исключало ее приватизацию. «Вместе с тем нельзя исключать, что суд кассационной инстанции направит дело на новое рассмотрение в целях установления факта нахождения участка во владении, а также установления момента начала течения срока исковой давности. Этому дополнительно может способствовать то, что ответчиком планируется строительство объектов инфраструктуры морского порта, согласованное правительством РФ»,— говорит адвокат.

По мнению управляющего партнера Zharov Group Евгения Жарова, недобросовестность компании в суде апелляционной инстанции не была доказана. «Данный участок был приобретен компанией на официальных основаниях, назначение участка соответствует строительству порта. Считаем, что у “Порта Виктории” есть все основания для оспаривания права на участок в суде кассационной инстанции»,— отмечает господин Жаров.

Наталья Решетняк


Читайте нас в Telegram

Вся лента