Конкистадоры 2.0

Брюссель подготовил стратегию борьбы за Латинскую Америку из-за роста влияния там России и Китая

В 2023 году Евросоюз пойдет в дипломатическое и торговое «контрнаступление» на Латинскую Америку, чтобы вернуть себе давно утраченные там позиции. Об этом говорится в конфиденциальном документе, подготовленном Европейской службой внешних связей. В Брюсселе считают своими главными соперниками Китай и Россию, указывая на значительный рост их влияния в регионе. И если в случае с Пекином речь идет больше об экономической экспансии, то деятельность Москвы Запад не устраивает скорее с идеологической точки зрения. Успехом российской внешней политики на этом направлении можно считать то, что страны Латинской Америки пусть и по-разному отнеслись к «специальной военной операции» на Украине, но вводить санкции против Москвы отказались.

Фото: Adriano Machado / Reuters

Взгляд через Атлантику

О содержании подготовленного ведомством Жозепа Борреля документа, уже разосланного главам МИДов стран ЕС, рассказала в четверг испанская газета El Pais. Из статьи следует, что Европейская служба внешних связей встревожена «продвижением РФ и прежде всего Китая в страны Латинской Америки — региона, который традиционно связан с Западом политическими и торговыми отношениями». Авторы документа признают, что это следствие не только (и, возможно, не столько) грамотной политики Москвы и Пекина, но и недопустимого многолетнего пренебрежения регионом со стороны Евросоюза — он, как отмечается, был занят Ливией, Сирией, Украиной и другими внешнеполитическими вопросами. Теперь же ЕС, как утверждается в документе, намерен совершить «качественный скачок» в отношениях с Латинской Америкой.

Китай придется догонять с точки зрения торгово-экономических отношений.

С 2000 по 2020 год Пекин в 26 раз увеличил свои инвестиции в страны Латинской Америки и Карибского бассейна — и теперь, как отмечается в стратегии Евросоюза, является «первым или вторым по значимости» торговым партнером государств региона. В документе подчеркивается, что 21 из 33 государств Латинской Америки и Карибского бассейна присоединилось к китайскому мегапроекту «Пояс и путь».

Немало есть и политических вызовов. В Брюсселе считают, что Латинская Америка вступила в новый цикл, характеризующийся победами на выборах (в частности, в Перу, Чили, Гондурасе, Коста-Рике и Колумбии) «внесистемных кандидатов». Кульминацией может стать вероятная грядущая победа на президентских выборах в Бразилии левого политика Луиса Игнасиу Лулы да Силвы. Все эти новые власти, как отмечается в докладе, объединяет то, что они настроены «менее евроатлантически» и «более открыты к созданию альтернативных союзов», в том числе с РФ и Китаем.

На этом фоне стратегия предполагает выделение Еврокомиссией на сотрудничество с регионом в период 2021–2027 годов €3,4 млрд. Также готовится инвестиционный пакет, в рамках которого, опираясь на государственный и частный капитал, а также кредиты, можно было бы привлечь €8 млрд. Подробности будут обсуждаться на саммите европейских и латиноамериканских лидеров, который должен пройти в период испанского председательства в ЕС (вторая половина 2023 года).

Наличие проблемы Евросоюз признает уже давно. Так, в 2015 году на фоне саммита ЕС—СЕЛАК (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна), в котором приняли участие делегации из 61 страны, испанские СМИ писали о регионе как о «бедном родственнике европейской внешней политики». Правда, тогда источники в Брюсселе с тревогой говорили почти исключительно о китайской экономической экспансии.

Теперь же равнозначной стала тема последствий выстраивания Россией союзнических отношений со странами Латинской Америки.

Десятки недавних заявлений российских официальных лиц подтверждают: на фоне кризиса в отношениях с Западом Москва действительно уделяет особое внимание отношениям с Латинской Америкой (а также с Африкой и Азией). Так, выступая 15 августа на форуме «Армия-2022», президент РФ Владимир Путин упомянул именно эти три региона, говоря об «исторически прочных, дружественных, по-настоящему доверительных связях». Им же он предложил «самые современные виды вооружений от стрелкового до бронетехники и артиллерии, боевой авиации и беспилотных летательных аппаратов».

Президент России Владимир Путин и министр обороны России Сергей Шойгу

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

А на следующий день министр обороны РФ Сергей Шойгу на открытии Московской конференции по международной безопасности, говоря о ситуации в Латинской Америке, обрушился с критикой на администрацию Джо Байдена: «Политика США направлена на сдерживание взаимодействия стран региона с любым иным, неподконтрольным Вашингтону, полюсом силы. Цель этой политики — втянуть регион в противостояние с Россией и КНР, разрушить традиционные связи, заблокировать новые формы сотрудничества в военной и военно-технической сферах».

На той же конференции Сергея Шойгу поддержал его венесуэльский коллега Владимир Падрино Лопес. «Создание пояса сдерживания для препятствования росту влияния Китая и России — это часть стратегии США, которая напоминает нам возрождение политики времен холодной войны, особенно в том, что касается южноамериканского региона, и Венесуэлы в частности»,— сказал он. Информацию о новой стратегии ЕС в Москве и Каракасе в четверг не комментировали, но можно с уверенностью сказать, что реакция была бы приблизительно такой же.

Взаимоотношения с украинским акцентом

Об идеологическом противостоянии в Латинской Америке говорят давно, но с момента начала боевых действий на Украине — куда чаще, чем раньше. Так, Сергей Шойгу все в том же выступлении обрушился на США с критикой за то, что в регионе «запускаются антироссийские информационные кампании, скрывается правда о причинах и ходе специальной военной операции на Украине».

Москве предъявляются зеркальные претензии. Например, в западных СМИ нередки публикации о том, какое влияние имеет в целом ряде стран Латинской Америки телеканал RT, борьба с которым давно ведется в ЕС и США. Отдельные случаи такой борьбы есть и в Латинской Америке: например, в марте, вскоре после начала «специальной военной операции», крупная стриминговая платформа Уругвая прекратила вещание RT. Но за телеканал вступился президент республики Луис Лакалье Поу, напомнивший: в его стране «чтут демократические традиции в отношении многообразия мнений и свободы их выражения».

В основном в странах Латинской Америки спецоперацию РФ восприняли сдержанно и отстраненно.

И говорить о жестком доминировании той или иной позиции — поддержке или критике действий Москвы — не приходится. Так, в конце июля на Конференции министров обороны стран Америки (то есть всего Западного полушария) только восемь стран (включая нелатиноамериканские США и Канаду) настояли на включении в итоговую резолюцию тезиса о «резком неодобрении» событий на Украине. Остальные 13 участников встречи от этого воздержались. А весной на форуме представителей парламентов ЕС и Латинской Америки европейская делегация не смогла добиться общего осуждения Москвы — даже тогда, когда предложила использовать исключительно те выражения, которые уже прозвучали в резолюции Генассамблеи ООН.

Еще 2 марта Генассамблея подавляющим большинством голосов (141 из 193 членов всемирной организации) одобрила резолюцию с критикой действий РФ. Среди поддержавших документ тогда оказались и такие страны, как Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Уругвай и Парагвай. В числе пяти стран, проголосовавших против резолюции (включая саму Россию), не было ни одного представителя Латинской Америки (ключевой союзник РФ в регионе Венесуэла, вероятно, поддержала бы Москву, но из-за непогашенной задолженности по взносам была отстранена от голосований в Генассамблее). Воздержаться тогда решили четыре латиноамериканских государства — Боливия, Куба, Сальвадор и Никарагуа. Представители этих стран ранее призывали Москву и Киев сесть за стол переговоров, критиковали США и НАТО за «создание напряженности в Европе» и даже (как никарагуанский лидер Даниэль Ортега) поддерживали Россию в ее «борьбе за свою безопасность против нацистов, которые правят и убивают на Украине». Но напрямую противопоставлять себя мировому сообществу эта четверка все-таки не решилась.

На этом фоне не только Запад, но и сами украинские власти активизировали усилия по перетягиванию латиноамериканцев на свою сторону.

В конце июля украинский лидер Владимир Зеленский принял в Киеве президента Гватемалы Алехандро Джамматтеи — он стал первым латиноамериканским руководителем, посетившим Украину за 12 лет. А в эту среду господин Зеленский в рамках мероприятия, организованного Папским католическим университетом Чили, призвал латиноамериканцев не поддаваться попыткам Москвы создать «информационный вакуум» по поводу украинского кризиса, не вести торговлю с РФ, а также присоединиться к санкционной политике США и ЕС.

Впрочем, на резкое изменение подходов латиноамериканцев пока ничто не указывает: регион (наряду с Африкой) по-прежнему остается белым пятном на санкционной карте мира.

Павел Тарасенко

Вся лента