Wartsila ушла с авансом

Балтийский завод пытается взыскать с финской компании полмиллиарда рублей

Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области 11 августа зарегистрировал иск АО «Балтийский завод» к финской компании Wartsila. Петербургская верфь требует от головной компании Wartsila Oyj Abp 469,28 млн рублей. Деньги были перечислены в качестве аванса на поставку оборудования для ледоколов, однако компания так его и не получила. Эксперты полагают, что главный риск — это долгие тяжбы, в то время как аналоги оборудованию есть.

Сотрудник АО "Балтийский завод" во время монтажа оборудования на очередном ледоколе

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В пресс-службе Балтийского завода пояснили «Ъ-СПб», что предметом спора является оборудование для ледоколов проекта 22220 «Якутия» и «Чукотка», которые строятся на верфи для обслуживания Северного морского пути. Основной заказчик продукции — ФГУП «Атомфлот».

«С финской компанией был заключен договор на поставку резервных дизель-генераторов, а также дейдвудных уплотнителей и дейдвудных устройств для ледоколов. Аванс выплатили, но оборудование не получили. В июне был подан иск в суд на дочернее предприятие Wartsila Solutions Oy. Поручителем по возврату аванса выступает головная компания Wartsila Oyj Abp. В связи с тем, что аванс не был возвращен, предъявили требование к поручителю на 469 млн рублей»,— пояснили на заводе.

Согласно картотеке Арбитражного суда, первый иск был подан 7 июня на €5,1 млн. Первое заседание назначено на ноябрь 2022 года. На заводе сообщили, что ищут альтернативных поставщиков оборудования. «Якутию» и «Чукотку» планируется передать в 2024 и 2026 годах соответственно.

В финской компании Wartsila не смогли оперативно предоставить комментарий. В ответ на письмо «Ъ-СПб» пришел автоматический ответ, что глобальный менеджер по связям со СМИ находится в отпуске до октября. Другие менеджеры также в этот день были в отпуске.

Как ранее сообщал «Ъ-СПб» (см. «Ъ-СПб» от 22.07.2022), в конце июня финская компания Wartsila закрыла представительство в Санкт-Петербурге и продала Transas Navigator (ООО «Транзас Навигатор») и Wartsila Vostok (ООО «Вяртсиля Восток») их руководству. Финская компания акцентировала внимание, что после ухода не предоставляет и не поставляет какие-либо услуги или запчасти для бизнеса. Wartsila специализировалась на оборудовании для энергетической и морской отраслей, а также разрабатывала решения для электростанций и судовых установок.

«Портфель заказов Балтийского завода сейчас включает три ледокола: "Урал", сдача которого запланирована на конец года, а также "Якутия" и "Чукотка" со сроками сдачи 2024–2025 и 2026–2027 годы соответственно. "Вяртсиля" должна была поставить на ледоколы резервные дизель-генераторы, дейдвудные уплотнители и устройства. С учетом сроков сдачи ледоколов замену на альтернативных поставщиков можно будет провести относительно безболезненно. Важной особенностью ледоколов проекта 22220 является использование отечественных гребных электродвигателей производства Ленинградского электромашиностроительного завода, входящего в холдинг "Русэлпром", в отличие от дизельных ледоколов, которые оснащались азиподами производства ABB, для замещения которых требуется переход на конвенционные валовые линии»,— комментирует генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Эксперты полагают, что главный риск — это долгие тяжбы по возврату денег. Чистые активы Балтийского завода на протяжении двух последних лет имеют отрицательную величину и по состоянию на конец прошлого года составляли 9,7 млрд рублей, говорилось в заключении аудиторской компании. В 2020 году завод увеличил убыток на 22%, до 7,9 млрд рублей, по сравнению с 2019 годом. В связи с действием в отношении АО «Балтийский завод» мер ограничительного характера и рисками введения новых мер ограничительного характера в отношении лиц, информация о которых содержится в годовой отчетности, предприятие не раскрывает документацию за прошлый год.

Алла Михеенко

Вся лента