Красота разошлась по квартирам

Почему набирает популярность тренд на косметические услуги на дому

Россияне заинтересовались бьюти-услугами на дому. Спрос на маникюр, стрижки и косметологию в домашних условиях вырос во втором квартале почти в полтора раза по сравнению с первым, фиксируют аналитики «Авито.Услуги». При этом в 2021-м сезонный скачок был гораздо скромнее. Одновременно с этим площадка фиксирует и рост числа объявлений от мастеров, готовых работать вне салонов. Сами специалисты при этом признаются, что привлекать новых клиентов и в целом вести бизнес за последние полгода стало намного труднее. С чем это связано? И как еще изменился рынок? Расскажет Григорий Колганов.

Фото: Александр Голиков, Коммерсантъ

Если весной некоторым клиентам косметологов и мастеров маникюра было не до процедур, то к сезону отпусков и свадеб спрос восстановился, отмечают участники рынка. Стресс и неопределенность подтолкнули многих вложить деньги во внешность. Другие отказались в пользу маленьких приятных трат от более крупных.

В итоге летний всплеск интереса к бьюти-индустрии оказался даже крупнее 2021 года, говорит руководитель развития категории услуг «Красота и здоровье» на «Авито» Игорь Санников: «Рост месяц к месяцу — больше, чем в два раза. В абсолютных значениях — это 14% в 2022 году. Спрос вырос на все процедуры: на мастеров по маникюру почти на 70%, на парикмахеров — на 65%. Активнее обращаются к визажистам, специалистам по эпиляции, тату и пирсингу. Средняя цена услуги не менялась с 2021 года и составила 800 руб.».

Впрочем, сами мастера признаются, что цены пришлось повысить хотя бы из-за материалов. Купить импортные лаки для ногтей и краску для волос в России стало труднее и дороже. А напрямую у производителя — бессмысленно — такие попытки сэкономить упирались в невозможность международных трансакций.

Поначалу приходилось работать себе в убыток, вспоминает мастер маникюра Эмма Кулакова: «Я не понимала, что делать, так как прайс я уже повышала в декабре. Летом мне очень не хотелось увеличивать цены, так как это делают обычно раз в год после повышения квалификации.

Цены в итоге повысила, но мой заработок не увеличился. После изменений в прайс-листе три-четыре клиента отменили запись, но на их место пришли новые».


А вот заходить в бизнес с нуля теперь как никогда трудно. В прошлом свою первую клиентуру мастера искали в Instagram, но в марте его заблокировали, а головную компанию Meta в России признали экстремистской. Возможности рекламы и охват аудитории в других соцсетях оказались гораздо скромнее.

Дополнительно напоминать о себе не приходится только одной категории клиентов, говорит мастер маникюра Маргарита Кошеверская: « Постоянно ходят экономически стабильные клиенты, которые продолжают делать ремонты, путешествовать. Средний сегмент — примерно треть —все равно стали делать бьюти-процедуры реже из-за того, что закрыли Instagram.

Сложно, потому что это была площадка, где есть часть спящих клиентов: выкладываешь пост, и тут же какая-нибудь из них откликается на акцию или предложение. Во "ВКонтакте" рекламные посты очень однотипные. Люди перестали реагировать на рекламу в принципе.

Повышается цена, потому что повышается спрос. Каждый приведенный человек становится дорогим, ведь непонятно, сможешь ли ты его удержать».

Рекламу более специфичных услуг осложняет сам факт частной практики. У косметолога или подолога, например, интернет-площадка может потребовать медицинскую лицензию. У мастеров «на дому» ее как правило нет. В таких сегментах обычно проще работать по найму, говорит подолог студии педикюра «Легкий шаг» Дарья Волкова, которая в 2021 году закрыла собственный салон маникюра: «Они хотят от нас медлицензии, не понимая, что медлицензированию мы не подлежим. А где размещать рекламу? Вряд ли маленькое ИП с доходом 250 тыс. руб. в месяц может потратить 40 тыс. руб. из них на рекламу на "Яндекс. Картах", которая будет весьма сомнительна для небольшого салона. В отличие от частной практики, работодатель за тебя закроет очень большое количество бумажной волокиты».

Впрочем, у частных бьюти-мастеров есть своя стабильная аудитория, говорят аналитики индустрии. Кроме подростков и молодых мам — это, прежде всего, постоянные гости салонов, где ранее работали те же мастера.

Расширению рынка, как ни парадоксально, способствовала и пандемия, отмечает представитель Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Ляля Садыкова: «Мастера организовали в квартире так называемый бьюти-лаунж, оборудовали рабочие места — это был своего рода минитакой салон красоты за закрытыми дверями. И независимо от категорий — и лакшери, и премиум-сегмента, и бизнес-сегмента — клиенты, конечно же, переходили. Все эти рабочие пространства так и функционируют после пандемии. Появился новый тренд — бьюти-квартирники».

В будущем, как ожидают в ассоциации, конкуренция на бьюти-рынке может обостриться. Укрепившийся рубль уже привлек в страну мастеров из ближнего забежья. Оказанием таких услуг решили заняться и некоторые выходцы из других индустрий — потеряв работу, они ищут способ зарабатывать буквально своими руками.

Елизавета Скобцова

Вся лента