«Яндекс» разрастается без конкуренции

Компания увеличивает доходы и прибыль

Выручка «Яндекса» за второй квартал увеличилась на 45%, до 118 млрд руб., свидетельствует отчетность компании. Компания концентрировалась на том, чтобы обеспечить приток средств с основных сегментов бизнеса, включая поиск и электронную коммерцию. Но также рост выручки показали подразделения по облачным услугам и «умным» устройствам. По мнению аналитиков, в значительной степени «Яндексу» помог уход из РФ его иностранных конкурентов после начала военных действий на Украине.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

«Ъ» ознакомился с отчетностью «Яндекса» за апрель—июнь 2022 года. Общая выручка группы выросла на 45%, до 118 млрд руб., скорректированная чистая прибыль — в 13 раз, до 13,1 млрд руб., скорректированная EBITDA — в 4,4 раза, до 25,7 млрд руб. Результаты описывают работу «Яндекса» уже полностью в условиях ведения Россией военных действий на Украине (начались 24 февраля) и серьезного изменения рынка из-за масштабных санкций и ухода из страны многочисленных иностранных компаний.

В этих условиях в течение второго квартала «Яндекс» ужесточал финансовую дисциплину, в ряде сегментов за счет отказа от роста, говорится в письме компании к акционерам.

Она концентрировалась «на стабильном поступлении наличности с поискового бизнеса, электронной коммерции, доставки и мобильности». В результате показатели поискового и рекламного бизнеса «Яндекса» превзошли ожидания самой компании: квартальная выручка выросла на 31%, до 51,2 млрд руб. В «Яндексе» утверждают, что увеличили общую долю на рынке поиска с 59,7% до 62,1%, в частности на iOS — с 42,2% до 48,4%, а на Android — с 59,5% до 62%.

Квартальный товарооборот сервисов электронной коммерции «Яндекса» (общий денежный поток, проходящий через платформу) увеличился на 107%, до 123,1 млрд руб., выручка сервисов мобильности — на 62%, до 29,9 млрд руб. Сервисы электронной коммерции, мобильности и доставки «Яндекса» в России во втором квартале выросли в целом на 53%, до 56,4 млрд руб. (наибольший вклад в рост внесла «Яндекс.Лавка», за ней следует «Яндекс.Маркет»). «Яндекс» также отметил рост выручки своего облачного бизнеса (на 207%) и бизнеса по выпуску устройств (на 165%). Оба сегмента впервые вышли на скорректированную прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации.

В «Яндексе» связывают улучшение показателей сегмента устройств с выпуском второго поколения «умной» колонки, поступившей в продажу 31 мая. Компания также обновила данные по продажам «умных» колонок с «Алисой»: за время их существования с 2018 года было продано 3,7 млн устройств. Впервые «Яндекс» раскрыл эти сведения в марте 2021 года, тогда сообщалось об 1,3 млн проданных колонок с учетом устройств сторонних производителей. В декабре того же года руководитель направления «умных» устройств «Яндекса» Сергей Мельник говорил «Интерфаксу», что продано больше 2 млн колонок.

Ожидалось, что последствия военных действий России на Украине затронут поисковый и рекламный бизнес «Яндекса» в наибольшей степени, однако в результатах компании это не проявилось, отмечает аналитик компании «Велес Капитал» Артем Михайлин.

Он полагает, что «к "Яндексу" переходят клиенты Google, отключившего возможность размещать рекламу в России». Господин Михайлин уточнил, что доля «Яндекса» среди поисковиков в России растет уже второй квартал подряд, в особенности — на iOS.

Уход иностранного бизнеса способствовал и развитию облачных сервисов «Яндекса», считает аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов. Что же касается устройств, то продажи новой «Яндекс.Станции», по мнению господина Буйволова, будут главным драйвером для него и в третьем-четвертом кварталах года: «Дальнейшие перспективы компании будут зависеть от графика релиза новых устройств».

Юрий Литвиненко

Вся лента