Новая устойчивость: социальная ответственность компаний

Несмотря на внешнеполитический кризис, принципы корпоративной социальной ответственности (КСО) остаются главными векторами развития современного российского бизнеса. Забота о сотрудниках, экологические проекты, создание комфортной городской среды — приоритеты нижегородских компаний в русле федеральных тенденций. Успешные региональные кейсы КСО — в партнерском проекте «Ъ-Приволжье».

Основоположником теории КСО считается профессор Иллинойского университета США Говард Боуэн. В 1953 году он опубликовал монографию «Социальная ответственность бизнесмена», в которой определил корпоративную социальную ответственность как «обязательства бизнесменов проводить такую политику, чтобы ее выполнение было направлено на деятельность, желательную с точки зрения целей и ценностей всего общества».

Сегодня ключевые принципы КСО принято включать в концепцию устойчивого развития компаний — сбалансированного развития одновременно в трех аспектах: экологическом, социальном и корпоративном (ESG — Environmental, Social, Governance).

 

Большинство ESG-принципов базируется на международных документах Евросоюза и США, и в связи с этим можно было бы предположить, что на фоне российско-украинского кризиса и его последствий ESG-повестка утратит актуальность в России. Однако принципы устойчивого развития продолжают активно обсуждаться: в конце марта состоялась соответствующая сессия профильных структур РСПП, а через месяц президент Владимир Путин поручил правительству проработать критерии проектов, соответствующих ESG-принципам.

Авторы апрельского доклада НИУ ВШЭ «ESG: три буквы, которые меняют мир» также считают, что «предложения "тушить свет" и "выходить" из ESG-повестки (в том числе из ложно понимаемых патриотических устремлений) не имеют сколько-нибудь значимых оснований»: «Ведь для России следование ESG-повестке определялось и будет определяться рядом мотивов, а именно 1) собственными ценностями и интересами собственного развития, 2) интересами международной экономической кооперации и 3) политическими мотивами.

Новая ситуация частично меняет соотношения мотивов, но не устраняет их. Первый мотив — ценности и интересы собственного развития для России при всех обстоятельствах остается главным, это означает, что ESG-повестка не потеряет своей актуальности для нашей страны. Сохраняются и другие мотивы, поскольку у России есть разные экономические и политические партнеры».

 

 

ESG по-крупному

Пока в регионах следование принципам КСО, близким к международным стандартам, характерно в основном для крупного бизнеса, для структур федеральных и международных корпораций. «Крупные компании, действительно, уже многие годы становятся трендсеттерами по реализации социальных программ, — подтверждает Евгения Кузнецова, генеральный директор консалтинг-интегратора в ESG-области You Social. Региональные и федеральные форумы и конференции становятся базой данных и знаний в области проектов, направленных на достижений целей устойчивого развития».

На основе отчетов крупных компаний с 2014 года формируются и ежегодные ESG-индексы РСПП «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Для составления первого анализируется нефинансовая отчетность компаний, для второго — рассчитываются 12 показателей: производительность труда, безопасность, оплата труда и социальная поддержка персонала, текучесть кадров, обучение персонала, выбросы в атмосферу, энергопотребление и энергоэффективность, водопотребление и сбросы в водные источники, обращение с отходами, социальные инвестиции, вовлеченность высшего руководства в управление в области устойчивого развития, целенаправленность деятельности в этой области.

Эксперты НИУ ВШЭ отмечают, что необходимым этапом дальнейшего развития ESG-повестки является включение в нее малых и средних предприятий (МСП).

Для этого, по мнению аналитиков, важны заинтересованность инвесторов в компаниях с сильным ESG-профилем, развитие модели ответственного потребления, экономия на операционных издержках, привлечение талантливых сотрудников, возможность участия в производственно-сбытовой цепочке крупных компаний.

«В то же время барьерами служат ограниченность финансовых ресурсов, дефицит человеческого потенциала, необязательность прохождения ESG-сертификации для МСП, отсутствие единообразия в подходах к ESG, неочевидность возврата финансовых вложений в ESG», — отмечают эксперты Вышки.

По мнению Евгении Кузнецовой из You Social, с учетом имеющихся практик для активного масштабирования не хватает партнерских проектов: «Совместная реализация проектов в городах и регионах, когда объединяются компании, находящиеся на разной стадии корпоративной зрелости, позволит не только расширить имеющиеся практики, но и создавать новые программы по всем принципам разнообразия и инклюзии».

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Комфортная среда

Один из трендов на местном уровне — создание комфортной городской среды в регионах присутствия. Такие проекты есть, например, у «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде, у Объединенной металлургической компании в Выксе. Повышение качества городской среды — одна из ключевых задач национальных проектов РФ, и компании являются незыблемыми партнерами в достижении целей, говорит Евгения Кузнецова:

«Именно крупный бизнес, представленный в регионе, порой выступает инициатором диалога между местными жителями и локальной администрацией по вовлечению населения в вопросы развития городской среды. Корпоративные волонтерские программы формируют культурный код города и благодаря инициативным сотрудникам предприятий решаются социальные и экологические вопросы, проводятся мероприятия по благоустройству города, повышается уровень готовности и доверия к будущим изменениям».

Эксперт отмечает, что участие компаний в формировании комфортной городской среды заметно практически в каждом регионе России: их деятельность включает экологический мониторинг состояния воздуха, программы по развитию и поддержке коренных народов, создание общественных пространств, развитие локального туризма: «Все вместе это формирует надежный ресурс развития территорий».

Вся лента