Бирмингемское крепкое

Парламентская ассамблея ОБСЕ осудила «военную агрессию России» в отсутствие ее представителей

В британском Бирмингеме завершилась летняя сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ), на которой отсутствовали представители двух стран — России и Белоруссии. Законодателям из Москвы и Минска не выдали визы и даже не позволили участвовать по видеосвязи. В результате была принята Бирмингемская декларация, в которой сказано немало жестких слов по поводу действий РФ на Украине. Глава российской делегации, вице-спикер Госдумы Петр Толстой заверил «Ъ»: хотя сейчас отношение к РФ на этой площадке нельзя назвать объективным, покидать ее она не собирается, но пока, возможно, стоит «взять паузу».

Офис постоянного совета ОБСЕ в Вене (Австрия)

Фото: Lisa Leutner / AP

«Расчеловечивание украинского народа»

Летняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, объединяющей представителей 57 стран Европы, Азии и Северной Америки, проходила 2–6 июля. Кульминацией стало принятие 70-страничной Бирмингемской декларации (.pdf). Ее главный посыл, впрочем, легко понять, прочитав лишь оглавление. Первая же резолюция, ставшая частью декларации, называется так: «Агрессивная война Российской Федерации против Украины и ее народа и обусловленная ей угроза безопасности в регионе ОБСЕ». Она содержит практически все обвинения в адрес РФ, уже звучавшие на других площадках. Например, говорится, что ПА ОБСЕ «потрясена организованной при государственной поддержке широкомасштабной кампанией по дезинформации и пропаганде, исходящей с территории Российской Федерации и имеющей целью расчеловечивание украинского народа, отрицание права украинского государства на существование, оправдание агрессивной войны и ложное освещение чудовищных деяний российских войск». Также участники ассамблеи выразили «свое негодование в связи с ничем не спровоцированной, жестокой и неоправданной эскалацией этой агрессии против соседнего государства» и осудили «насильственную депортацию украинских граждан, в том числе несопровождаемых детей, на территорию Российской Федерации в так называемые фильтрационные лагеря, а также зарегистрированные случаи незаконного усыновления детей и их перемещения в чуждую среду, лишающего их украинской идентичности».

В связи с этим ассамблея «рассматривает (президента России.— "Ъ") Владимира Путина в качестве лица, несущего основную ответственность за чудовищные акты насилия и разрушения», а его белорусского коллегу Александра Лукашенко обвиняет в том, что он «оказывал активную и явственную поддержку российской агрессии».

ПА ОБСЕ призывает «к незамедлительному прекращению боевых действий Российской Федерацией и к немедленному полному и безоговорочному выводу всех российских сил с территории Украины в пределах ее международно признанных границ».

Другая резолюция, посвященная Украине, описывает «важность человеческого измерения в контексте текущих угроз безопасности». Там, в частности, выражается «обеспокоенность в связи с тем, что российская агрессия в отношении Украины, направленная против объектов гражданской и невоенной инфраструктуры, вынудила миллионы людей покинуть свои дома».

«Для них мы как будто Бельгию завоевываем»

Все эти резолюции и финальная декларация были приняты без участия двух стран — России и Белоруссии. Делегатам от них не дали британские визы и не позволили участвовать в заседании по видеосвязи. «Ничего из этого мы признавать не собираемся как минимум потому, что мы были лишены возможности участия в обсуждении»,— написал в своем Telegram-канале глава российской делегации, зампред Госдумы Петр Толстой.

Его, а также замглавы делегации — сенатора Владимира Джабарова это так возмутило, что 5 июля они выступили на пресс-конференции, где заявили, что на ассамблее «систематически принимались оскорбительные, хамские по отношению к нашей стране резолюции и решения». Однако, по словам законодателей, покидать ПА ОБСЕ Россия не намерена.

«Если кто-то мечтает, что мы выйдем из Парламентской ассамблеи ОБСЕ, глубоко заблуждается, потому что Россия была в числе стран—основателей ОБСЕ»,— заявил господин Джабаров.

«Ъ» спросил у Петра Толстого, для чего Россия пытается сохранить свое представительство в ПА ОБСЕ, если считает эту площадку предвзятой (и при этом, например, уже покинула по схожим соображениям Совет Европы). Отметив, что «такой вопрос правомерен», депутат сказал: «Внешнюю политику определяем не мы с Джабаровым, а президент России и МИД». «Без России эта организация не имеет большого смысла,— добавил господин Толстой.— Все, кто выступает с осуждением СВО (специальной военной операции на Украине.— "Ъ"), просто повторяют друг за другом, обсуждая одни и те же штампы. Обсуждать Россию без участия самой России не слишком корректно, но нам не дали визы и отрезали возможность участия по видеосвязи. Должен сказать, что большая часть парламентариев (в ПА ОБСЕ.— "Ъ") возмущена этим. Россия — не та страна, без которой можно решать вопрос о безопасности и сотрудничестве Европе».

Впрочем, по словам Петра Толстого, есть в ПА ОБСЕ и те, кто согласен с курсом на изолирование России. Но причина, по его мнению, лишь в недостатке информации. «Многие депутаты вообще не знают, что Украина на протяжении 300 лет входила в состав России,— для них мы как будто Бельгию завоевываем,— посетовал он.— На протяжении многих лет мы постоянно указывали на геноцид русских на Украине: как через запрет на использование языка, так и посредством прямого военного уничтожения в Донецкой и Луганской народных республиках. Но некоторых депутатов больше волнует зеленая повесточка и права ЛГБТ. Игнорирование наших выступлений и привело к такому результату».

«Что касается полноценного возобновления диалога с этой структурой и вообще разговора о безопасности и сотрудничестве в Европе, то, безусловно, такой разговор состоится. Он будет совершенно на других условиях, на других основах после завершения специальной военной операции по денацификации и демилитаризации всей территории Украины. После этого будем разговаривать. А пока, возможно, возьмем паузу»,— заявил господин Толстой на пресс-конференции. В беседе с «Ъ» он даже назвал этот будущий разговор «новой Ялтой», вспоминая встречу лидеров СССР, Великобритании и США в феврале 1945 года.

В свою очередь, украинская делегация в Бирмингеме предложила записать норму, которая сделает участие России в работе ПА ОБСЕ невозможной и в дальнейшем.

«В ОБСЕ нет даже механизма, как исключить делегацию в Парламентской ассамблее,— посетовала в эфире "Рада ТВ" депутат от правящей фракции "Слуга народа" Евгения Кравчук.— Мы предложили правку: если страна совершает агрессию — один член ОБСЕ против другого, то постоянный комитет, куда входят главы делегаций и руководство ассамблеи, может принять решение об отстранении такой делегации».

Отметим, что белорусская делегация не принимала участия в работе ПА ОБСЕ и в 2021 году — ей, как и сейчас, не позволили ни приехать, ни подключиться по видеосвязи. Российская делегация тогда все же приехала в Вену, но покинула заседание. «Ассамблея включила в повестку очередное возмутительное русофобское заявление, авторами которого предсказуемо являются наши ближайшие злобные соседи — Украина,— заявил тогда Петр Толстой.— Резолюция была принята с нарушением регламента, так как для принятия документа требуется 2/3 голосов всех членов ассамблеи, а не присутствующих в зале парламентариев». Кроме того, депутат выражал «решительный протест против судилища, устроенного в ПА ОБСЕ против Беларуси».

Бывший белорусский дипломат Павел Мацукевич в беседе с «Ъ» назвал возмущение российских и белорусских делегаций наигранным.

«Если Москвой и Минском будет принято политическое решение порвать с ПА ОБСЕ, вряд ли по этому случаю в России и Беларуси будет устраиваться траур,— заявил он.— Мне сложно рассуждать о привязанностях Кремля к международным организациям, но официальный Минск держится только за собственную власть и с любыми международными структурами, оспаривающими эти претензии, расстается без особенных сожалений». Павел Мацукевич напомнил: «Функция ОБСЕ состоит в том, чтобы мирить и сближать Запад и Восток через диалог друг с другом. ПА ОБСЕ представляет собой парламентское измерение этого диалога». «С моей точки зрения, это в любом случае вспомогательная площадка, поэтому тот факт, что парламентские делегации Беларуси и России оказываются вне сессии, не так важен — все равно сейчас ни одна из сторон не может ни в чем убедить другую»,— резюмировал собеседник «Ъ».

Кирилл Кривошеев

Фотогалерея

Военная операция на Украине

Смотреть

Вся лента