Бизнесу предложили сыграть в игру

Что ждет российскую гейм-индустрию

Часть российских разработчиков игр останется без монетизации, а другая — без работы. На этой неделе отечественная гейм-индустрия лишилась сразу двух крупных игроков. «Сбер» объявил о закрытии собственного игрового направления. Кроме того, с рынка ушла компания Xsolla, которая помогала гейм-дизайнерам принимать платежи от пользователей. Ранее деятельность в России прекратили некоторые крупные зарубежные разработчики, например, Electronic Arts, Activision Blizzard и Ubisoft. Могут ли российские предприниматели занять их место? И с какими сложностями им придется столкнуться? С подробностями — Иван Якунин.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Прежде всего предпринимателям стоит приготовиться к тому, что на игровом рынке придется делать крупные инвестиции с весьма расплывчатым горизонтом окупаемости. Даже для того, чтобы открыть маленькую студию с большими амбициями, нужно потратить не меньше $1 млн. На разработку игры потребуется еще примерно $10 млн. Где их найти — непростой вопрос. Об иностранном участии не может идти и речь, а в России крупные компании, которые еще в прошлом году были готовы тратить на гейминг много и часто, потеряли энтузиазм.

Зато он появился у государства. До 2024 года власти пообещали гораздо чаще поддерживать проекты небольших студий, писал “Ъ”. Однако инвестиционных проблем это не решает, констатирует гейм-разработчик Zillion Whales Александр Силаев: «Все бенефиты, которые дает нам государство, либо уже кем-то освоены — вряд ли их можно будет освоить просто так, придя в IT. Если говорить о бенефитах для сотрудников, например, какой-нибудь ипотеке, то здесь все упирается в определение компании. Там очень много всяких подводных камней и сносочек, что нужно попасть в определенный реестр этих организаций для того, чтобы ты считался IT-специалистом».

Ситуация, впрочем, не настолько критичная. Профильные инвесторы хоть и не остаются в России физически, зато сохраняют здесь активы и готовы тратить их на перспективные проекты. Кроме того, всегда можно создать инди-студию с пятью-шестью профессионалами, которых на первых порах больше объединяет идея определенного продукта, нежели денежный интерес. Кстати, квалифицированные кадры сейчас даже быстрее соглашаются на работу, отмечают некоторые собеседники “Ъ FM”. По их словам, связано это как раз с уходом иностранных игроков. Итак, у предпринимателя есть идея, команда и хоть какой-то бюджет. Дальше его ждут новые препятствия, предупреждает координатор комьюнити разработчиков на Unreal Engine в СНГ Андрей Дронин:

«Видеоигры надо разрабатывать на мощном, современном железе, которое, во-первых, очень дорого стоит, а во-вторых, есть проблемы с тем, чтобы просто его купить.

В-третьих, если ты создаешь игры для определенных платформ, тебе нужны так называемые девкиты — специальное оборудование, предоставляемое Microsoft, Sony, Nintendo и так далее. Их практически невозможно получить в России. Для того, чтобы открывать с нуля, наверное, сейчас не лучшее время, поскольку это будет трудно и слишком непредсказуемо. То есть весь софт, с помощью которого разрабатываются игры, не наш. Если обрубят доступ к этому программному обеспечению, а там 98%, на которых делаются игры, то как ты их будешь делать-то?»

Решить такие проблемы будет сложнее. В основном это придется делать с помощью партнеров из стран СНГ. Они организуют параллельный импорт оборудования и через зарубежные аккаунты помогут подписаться на ушедшие из России сервисы. Но за свои услуги попросят большую оплату, и о первоначальных инвестициях в $1 млн придется забыть. Более того, отбить вложенные деньги получится нескоро. Российский рынок не самый прибыльный, отмечают эксперты. А попасть на международный стало гораздо труднее.

Сложности возникают и с получением рекламного дохода, отмечает гендиректор компании CarX Technologies Дмитрий Фокин: «Рекламу по России купить практически невозможно. Придется искать какой-то обходной путь. Либо через наши дружественные страны — Армению, Киргизию, Грузию, Таджикистан, либо где-то находить агентство, чтобы оно посодействовало в закупке трафика. Самое главное, что для маленького стартапа это перекроет всю возможную прибыль, потому что придется делиться с посредником, а это 20-30% может быть».

Поэтому, как говорят собеседники “Ъ FM”, перспективнее сейчас может оказаться B2B-сегмент, то есть игровые решения для сайтов компаний. Доход здесь остается сравнительно стабильным, дорогостоящее оборудование не требуется, а на создание проектов зачастую уходит меньше времени. Впрочем, даже к этому направлению бизнесмены советуют пока лишь присмотреться и не заходить на рынок до сентября. По их мнению, осенью будет проще оценить риски.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Хорушевский

Вся лента