«Горэлектротранс» направит на ретро чертову дюжину миллиардов

«Сбербанк Лизинг» поставит трамваи почти на 13 млрд

АО «Сбербанк Лизинг» заключил с «Горэлектротрансом» контракт на поставку 54 трамвайных вагонов в ретро-стиле за 12,85 млрд рублей. Эксперты считают договоренность достаточно выгодной с точки зрения лизинговой ставки и предполагают, что шансы города на получение федеральной кредитной поддержки для этого проекта достаточно высоки.

Конкурс на лизинг ретро-трамваев СПб ГУП «Горэлектротранс» (ГЭТ) объявил 9 февраля, его итоги должны были подвести в середине марта, затем сроки сдвинулись на конец месяца, когда стало известно, что на конкурс была подана лишь одна заявка. В связи с изменениями в законодательстве, в итоговом протоколе отсутствовало название компании-победителя, которое было объявлено лишь после заключения контракта.

Новые низкопольные вагоны — 12 двухсекционных и 42 трехсекционных двухкабинных — закупаются для Трамвайного парка № 3 на Большой Посадской, 24/2, и будут использоваться в центре города — на Васильевском острове и Петроградской стороне. Особенностями эксплуатации подвижного состава в этом парке объясняется ряд требований в конкурсной документации: в частности, трамваи должны вписываться в кривую радиусом 14 м на путях парка. Как поясняли в ГЭТ, это меньше нынешних стандартов для низкопольных трамваев при движении по криволинейным участкам, поэтому современные трамваи не подходят для путевого хозяйства парка из-за того, что их тележка имеет ограниченный угол поворота.

Трампарк № 3 имеет статус объекта культурного наследия, охраняется государством, и переделать его инфраструктуру нет возможности, посчитали в ГЭТ, пойдя вместо этого по пути создания практически новой модели трамвая: помимо укороченной базы, экстерьер вагонов должен быть выполнен в стиле ретро и «вызывать устойчивые ассоциации с героическим прошлым города Санкт-Петербурга — Ленинграда и трамвайными вагонами, выпускавшимися и эксплуатировавшимися в 1950-х — 1960-х годах». Окончательный облик вагонов, согласно контракту, будет определен ориентировочно к концу июня.

Не считая ретро-облика, подвижной состав должен отвечать всем требованиям к современному транспорту: в его комплектацию войдут системы активной помощи водителю и контроля бодрствования, автоматического подсчета пассажиров, приоритетного проезда, дистанционного управления стрелочными переводами, мультимедийная система, раздельный климат-контроль для кабины и салона и многое другое.

Трамваи будут поставлены до конца 2023 года, но по лизинговому договору ГЭТ будет платить до 2030 года. Стоимость одного двухсекционного вагона — 208,74 млн рублей, трехсекционного — 246,39 млн рублей. Для сравнения: по заключенному в апреле контракту на поставку 81 трамвая с «ПК Транспортные системы» двухсекционный вагон стоит 119,8 млн рублей, трехсекционный двусторонний — 155 млн рублей. Как и контракт с «ПК Транспортные системы», поставка трамваев «Сберлизингом» будет финансироваться за счет средств федерального инфраструктурного кредита на сумму 24,2 млрд рублей, соглашение о предоставлении которого было подписано в январе. Одним из условий получения кредита на 15 лет под 3% годовых был как раз аукцион на лизинг трамвайных вагонов.

Российские предприятия в настоящее время не выпускают подвижной состав, который удовлетворял бы требованиям ГЭТ по этой закупке. Фактически заводу-изготовителю всего за год, до мая 2023 года, придется разработать проектно-конструкторскую документацию, изготовить опытный образец, испытать его, получить заключение специальной межведомственной комиссии и начать серийное производство модели. Предприятие, которому придется сделать это в столь короткие сроки, в документах не фигурирует, в пресс-службе «Сберлизинга» на вопросы «Ъ-СПб» не ответили, в ГЭТ новый контракт также не комментируют. Неофициально источники в транспортной сфере в качестве исполнителя называют «Уральский завод транспортного машиностроения» (Уралтрансмаш), в компании от комментариев отказались, пообещав предоставить информацию после майских праздников.

В 2021 году ГЭТ получил 13 трамвайных вагонов, и в том же году Смольный одобрил программу развития предприятия, предполагающую значительное обновление подвижного состава в течение ближайших лет. По данным ГЭТ, уже законтрактованы поставки в 2022–2023 годах 205 трамваев, 79 из которых поступят в этом году. Всего по итогам выполнения программы город до конца 2028 года должен получить 596 новых трамвайных вагонов и 587 троллейбусов.

Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров полагает, что проект носит, скорее, имиджевый характер, не имеет очевидного экономического смысла из-за высокой стоимости подвижного состава и без средств федерального бюджета город вряд ли смог бы его осуществить. Тем не менее, даже в нынешних экономических условиях контракт может быть выполнен, считает аналитик: «Сейчас объективно федеральный бюджет имеет достаточно средств. Я думаю, достаточно высока вероятность того, что финансовую поддержку для оплаты контракта город все-таки получит».

Главный редактор портала «ТранспортСПб» Владислав Булгаков считает, что в нынешних условиях «Горэлектротранс» заключил очень выгодный договор по ставке 9,5%, в котором все риски несет «Сберлизинг». «До санкций был большой шанс, что данная закупка будет конкурентна не только с точки зрения лизинговых компаний, но и производителей. Сейчас ситуация совсем иная, но заводы будут заинтересованы в заказах, а Сбербанк — в снижении издержек по этому контракту, поэтому будет брать у того производителя, который предложит меньшую цену»,— утверждает эксперт.

Вячеслав Калашников

Вся лента