Топливный вопрос

На каком горючем ездить дешевле

Автомобили могут ездить на воздухе, спирте, на дровах. Но все же самые распространенные виды автомобильного топлива сейчас — это бензин, дизель, газ и электричество. «Деньги» разбирались, какие плюсы у каждого из них в наступившем весенне-летнем сезоне.

Фото: Getty Images

Изобретенная в 1825 году английским ученым Майклом Фарадеем смесь углеводородов под названием бензин (переводится с арабского как «благовонное вещество») сегодня является доминирующим видом топлива для автомобилей в России. По данным «Автостата», бензиновым типом двигателя в настоящее время пользуются 84% автовладельцев, второе место по популярности держит дизельное топливо (более 10%), далее идет газ (около 5%) и оставшиеся чуть более 1 процента приходятся на электричество.

Распространенность автомобилей на бензине объясняется тем, что такие машины по своей конструкции самые надежные и дешевые в эксплуатации. «Двигатель с искровым зажиганием, работающий на бензиновом топливе,— прямой потомок изобретения Готлиба Даймлера, автомобили на бензине считаются самыми простыми с точки зрения конструкции и недорогими в обслуживании»,— говорит Александр Багрецов, руководитель проектов консалтинговой группы компаний SRG.

Минус бензинового топлива — его высокий расход. В лучшем случае автомобили на таком виде топлива в среднем расходуют порядка 8–9 литров на 100 км в смешанном цикле (в городе и на трассе). «В основном среди бестселлеров российского рынка присутствуют автомобили с приводом на переднюю ось и двигателем 1,6 литра, чаще без турбонаддува,— продолжает Александр Багрецов.— Это, например, такие автомобили, как Huyndai Solaris и Creta, KIA Rio и Rio-X, Renault Logan, Sandero, Duster, Kaptur, а также Lada Vesta, Granta, Volkswagen Polo, Skoda Rapid. Все они имеют небольшой расход топлива: в пределах 10 литров в городском цикле и 6–7 литров — на трассе. Но самые малокубатурные турбированные версии этих автомобилей с мотором 1,3 и 1,4 литра мощностью до 150 л. с. за счет турбонаддува последнего поколения имеют расход бензина 5–7 литров на 100 км для трассы и города».

Более экономичны автомобили с дизельным мотором, который в 1893 году изобрел немецкий инженер Рудольф Дизель, придумав принцип воспламенения топлива в цилиндре от сжатия (а не от искры, как у бензиновых моторов). Современные дизельные моторы способны в среднем потреблять в 1,3–1,5 раза меньше топлива, чем двигатели на бензине. В смешанном цикле расход здесь вполне может составлять 6–7 литров, а некоторые модели вполне могут обойтись потреблением в районе 5 литров на 100 км. По цене дизельное топливо этой весной чуть дороже бензинового: по данным портала benzin-price.ru, в конце апреля средняя цена бензина марки Аи-95 составляла 52,5 руб., дизельного — 53,9 руб. за литр.

Но с дизельными моторами есть нюансы, которые прежде всего связаны с их более дорогим обслуживанием. «У современного мощного дизельного двигателя расход топлива ниже, чем у бензинового мотора, благодаря более высокому развиваемому крутящему моменту, а также высокой степени сжатия и характера горения топлива. Также дизельный мотор реже, чем бензиновый, перегревается в пробках,— указывает Роман Тимашов, директор по сервису компании "Автодом Алтуфьево".— Однако, например, из-за высокого содержания серы в российском дизельном топливе автовладельцу придется в два раза чаще, чем на авто с бензиновым двигателем, менять масло и топливный фильтр».

«К прочим процедурам технического обслуживания дизельного мотора относится замена топливных форсунок, которая производится в интервале пробега 100 тыс. км,— продолжает Александр Багрецов.— Это дорогостоящая услуга, цена на которую находится в диапазоне от 100 до 300 тыс. руб. в зависимости от типа двигателя и марки автомобиля. Также все дизельные моторы сейчас оснащены турбонаддувом, и нужно особенно бережно относиться к турбокомпрессору. Цена замены турбины у такого мотора сейчас может составлять несколько сотен тысяч рублей».

Также дизельные моторы обычно более шумные, они плохо заводятся при сильном морозе, их конструкция более тяжелая, а сами по себе дизельные автомобили более дорогие. «Дизельные авто в среднем стоят на 30–40% дороже бензиновых модификаций такого же класса, сегодня в среднем дизельный авто с пробегом обойдется в 2,5 млн руб., в то время как средняя цена подержанного бензинового авто составляет 1 млн руб.,— говорит Петрос Мкртычян, генеральный директор "СберАвто".— Но силовые агрегаты на дизельном топливе позволяют сэкономить примерно 30% горючего, поэтому отлично подойдут для коммерческого транспорта. К тому же средний ресурс легкового дизельного двигателя обычно выше примерно в полтора раза, чем у бензинового. Так что авто на дизеле популярны и востребованы у россиян: по данным исследования "СберАвто", проведенного в 2021 году, 24% автолюбителей со всей России назвали именно дизельные авто идеальными для собственных нужд».

Газовый вариант

Конкуренцию дизельным моторам в последние годы все увереннее составляют моторы на газе. Главное преимущество такого вида топлива — оно гораздо дешевле. Этой весной литр газа на заправках стоит 26,3 руб., что вдвое доступнее, чем бензин и дизель. При этом газовое топливо позволяет экономить на обслуживании двигателя. «У газового топлива есть свои преимущества перед бензином: при работе автомобиля газ полностью сгорает, а газово-воздушная смесь не вымывает смазку в трущей паре цилиндров и колец,— объясняет Роман Тимашов.— Из-за снижения уровня смолистых осадков и нагарообразования на деталях головки блока и поршнях меньше загрязняется моторное масло. Эти факторы увеличивают межремонтный период работы двигателя и срок службы моторного масла в 1,5–2 раза, а свечей зажигания — на 40%, а также снижают токсичность выхлопных газов (СО) в 2–3 раза. Газовое топливо сгорает медленнее, чем бензин, и мотор при этом работает в два раза тише бензинового двигателя».

Дело вкуса

Бензиновые авто все еще самые массовые на рынке из-за того, что инфраструктура, приспособленная под них, самая обширная: это и сети заправок, и мастера по обслуживанию на различных СТО.

Генеральный директор компании «Мой автопрокат» Дмитрий Матвеев

Фото: Из личного архива

Расход топлива — вещь относительная: смотря на чем и как ездить. Если мы говорим о малолитражках и езде по городу — нормальной кажется цифра 8 литров/100 км, если о каких-либо бизнес-седанах или кроссоверах — тут уже 9–12, ну а авто с большим объемом двигателей (внедорожники, спорткары, люкс-класс) — тут 15+ литров. Что касается экономичности самого двигателя, то тут на первом месте турбированные двигатели малого объема: сейчас на российском рынке это мотор концерна Volkswagen 1.4TSI — из личного опыта могу сказать, что при езде с соблюдением ПДД автомобиль Skoda Octavia с таким двигателем показывает средний расход на трассе 5,3 литра/100 км, а в городе — 6. Если же вы фанат американских «маслкаров» или же японских внедорожников, то тут речь об атмосферных двигателях, полном приводе, ярких эмоциях и драйве — но никак не об экономии топлива. Дизельные моторы — это ресурсные аппараты для повседневной езды. Изначально они были на грузовой и спецтехнике, но постепенно перешли и на легковушки. Сейчас цена топлива не сильно отличается от бензина — поэтому трудно сказать, что вы экономите на разнице. Но тем не менее дизельные двигатели экономичнее бензиновых по расходу топлива: для примера, новая BMW 730 по трассе «кушает» 7 литров, а Prado — 9,3 литра. Главная проблема дизельного топлива — это его нелюбовь к низким температурам, что характерно для большей части России зимой. Однако в современном мире есть много видов присадок и устройств по подогреванию топлива. Что касается газа, то у нас он пока что дешевле других видов топлива. Но ставить его на машину я бы рекомендовал только тем, кто понимает, что это авто купили себе надолго, или действительно тем, кто занимается извозом. Качественная установка и переоборудование авто — это крупная сумма денег в 60–100 тыс. руб. Гибридные же автомобили — новые такие машины могут стоить и в два раза дороже своих бензиновых конкурентов. Но если считать дальнейшие затраты, то за год вы будете почти вдвое экономить на топливе. Покупка авто с пробегом — это всегда покупка кота в мешке, а в случае с гибридом особенно. У нас слабо развита сеть по обслуживанию таких авто, поэтому при поломке электромотора вы можете заплатить вторую стоимость покупки машины за ее ремонт.

Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой автопрокат»

Однако газовое топливо несколько снижает мощность мотора, у него может быть на 20–30% выше расход топлива, также газовое оборудование требует дополнительного обслуживания. «Некоторые виды газового оборудования могут снижать мощность двигателя до 7%,— продолжает Роман Тимашов.— Также для газобаллонного оборудования (ГБО) требуется достаточно много пространства, что существенно уменьшает багажное место в автомобиле. Кроме того, необходимо сливать конденсат (поскольку он разъедает мембрану), регулировать клапаны через 10 тыс. км, следить за температурой автомобиля: перегретое авто увеличивает давление газа в баллоне. Расход газа выше, чем бензина — 12–15 литров на 100 км пути, хотя цена газа примерно в два раза ниже бензина».

Для перехода на газ требуются существенные первоначальные затраты на приобретение и установку нужного оборудования, например, от таких компаний, как Lovato, Tomasetto, BRC (Италия), STAG и Valtek (Польша), Alpha (Россия). Само газовое топливо сейчас предлагается в виде двух ключевых типов: пропан (на нем передвигаются примерно 70% газовых авто) и метан (30%). У пропана рабочее давление хранения (в сжиженном виде) составляет не очень высокие 12–15 атмосфер, таким образом, емкости для этого газа более простые, легкие и доступные по цене. Метан, в свою очередь, хранят не в сжиженном виде, а газообразном, под высоким давлением в 200–270 атмосфер, что требует более дорогого оборудования. С учетом недавней коррекции курса рубля приобретение и установка газового оборудования для пропана этой весной и летом обойдется в России в 70–80 тыс. руб., для метана — в 120–130 тыс. руб.

Гибридный подход

Еще один набирающий обороты тип топлива для автомобилей — это электричество. Чистые электромобили на российском авторынке стали появляться недавно, и они еще не распространены, а вот гибридные модели (которые работают на электричестве и традиционном топливе) уже успели получить довольно широкое распространение. Такие машины способны потреблять всего 3–4 литра бензина на 100 км. «Гибридные автомобили используют на 30% меньше топлива, чем авто с бензиновым двигателем. Кроме того, гибридный мотор снижает объем токсичных выхлопов, а также накапливает энергию для аккумулятора в процессе торможения и использует ее повторно,— отмечает Игорь Серебряков, директор департамента послепродажного обслуживания ГК "АвтоСпецЦентр".— Такой двигатель дает возможность автовладельцу продолжать движение, если в дороге у авто закончился бензин, или в обратной ситуации — разрядилась аккумуляторная батарея. Одновременно гибридный мотор позволяет экономить на техническом обслуживании: за счет того, что бензиновый двигатель в гибридных автомобилях используется в более щадящем режиме и меньше изнашивается. Из-за особенностей гибридной системы тормозные колодки работают меньше, чем у автомобилей с бензиновыми моторами, и также менее подвержены износу, чем у авто с бензиновым двигателем. Однако сложность гибридной конструкции требует и высокую цену автомобиля по сравнению с авто с бензиновым двигателем при прочих равных условиях, что увеличивает период окупаемости. Дополнительная аккумуляторная батарея делает автомобиль тяжелее, это отражается на его маневренности».

Особенности эксплуатации в городе

Что касается автомобилей, работающих на бензине или на дизельном топливе, то надо понимать, что физические процессы у таких двигателей разные. Дизельные моторы работают в более напряженном режиме, как тепловом, так и по степени сжатия. Отсюда вывод, что современный дизельный двигатель более требователен к уходу, к топливу, к условиям его эксплуатации и обслуживания. Из эксплуатационных характеристик, которые представляют большой интерес для потребителя, надо отметить, что в силу более высокого коэффициента полезного действия дизельный двигатель выбрасывает гораздо меньше тепловой энергии в окружающую среду. Эксплуатация в высоких широтах при низких температурах, возможно, будет не совсем комфортна, потому что автомобиль с дизельным двигателем довольно плохо прогревается, а соответственно, не всегда возможно, использовав только систему охлаждения двигателя, в достаточной степени отопить салон транспортного средства зимой. Кроме того, дизельный двигатель гораздо более шумный, чем бензиновый.

Профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов

Фото: Из личного архива

Что касается газового топлива, то здесь нужно различать сжиженный газ и сжатый газ. Сжатый газ редко применяется в индивидуальных легковых автомобилях малого класса. В основном применяется для коммерческих автомобилей и для транспорта общего пользования. С другой стороны, сжиженный газ, пропанобутановая смесь, широко используется в индивидуальных автомобилях, так как она требует значительно меньшего внимания при обслуживании, является одной из безопасных систем питания автомобиля. Выбор силового агрегата, работающего на газовом топливе, скорее всего, будет интересен для эксплуатации его в городских условиях. Кроме того, именно в городских условиях важна экологическая составляющая, так как объем загрязняющих веществ у автомобилей, использующих газообразное топливо, значительно меньше, чем у автомобилей, использующих бензин или дизельное топливо. Это важно для сохранения качества городской среды.

Пожалуй, наиболее оптимальным является вариант покупки автомобиля с гибридным силовым агрегатом: электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания, использующим запас топлива в виде аккумуляторных батарей и жидкого или газообразного топлива. Такой автомобиль может эксплуатироваться как в условиях города, так и на длительных загородных поездках. Однако такие автомобили существенно дороже, существенно сложнее в обслуживании. Батареи для хранения электрической энергии имеют немалый вес и занимают довольно много пространства в автомобиле. Гибридный автомобиль — довольно сложное устройство, совмещающее в себе довольно сложную трансмиссию (электрический автомобиль, двигатель внутреннего сгорания, а также источники хранения энергии). Все это, конечно, сказывается на его цене. Пока, к сожалению, рынок электрических или гибридных автомобилей, бывших в употреблении, не настолько развит, как рынок автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Люди опасаются приобретать бывшие в употреблении электрические автомобили, в первую очередь из-за довольно сложной диагностики состояния аккумуляторных батарей гибридного либо электрического автомобиля, а соответственно, их высокой стоимости при замене или ремонте.

Михаил Якимов, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

Участники рынка говорят, что характеристики гибридов привлекательны для большинства потребителей, однако распространение таких машин сдерживает более высокая изначальная цена. В новом состоянии гибридный автомобиль может быть на 40–50% дороже, чем бензиновый аналог, разница в цене на подержанные варианты может быть еще больше: по данным «Авито Авто», по итогам первого квартала 2022 года средняя цена автомобиля с пробегом с гибридным двигателем в России составила 1,098 млн руб., что более чем вдвое дороже, чем средняя цена обычных подержанных авто. В «Авито Авто» указывают, что популярность автомобилей с гибридным двигателем продолжает расти: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи таких автомобилей на рынке авто с пробегом в первом квартале 2022 года выросли более чем в три раза. В первую десятку самых популярных гибридных авто с пробегом сейчас входят таким модели, как Toyota Prius (средняя цена 905 тыс. руб.), Honda Vezel (средняя цена — 1,26 млн руб.), Toyota Alphard (средняя цена 2,2 млн руб.).

«По опросам, 22% российских автовладельцев не против приобрести гибридное авто, где можно использовать как традиционное топливо, так и электроэнергию,— отмечает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.— Однако в российском автопарке гибриды практически отсутствуют: высокая цена и расходы на обслуживание — основные причины их низкой популярности». Так, минимальная цена на новый автомобиль с гибридным двигателем начинается от 2 млн руб. (Geely Atlas Pro), а средний чек за обслуживание такого авто составляет 18,9 тыс. руб.— в два раза больше, чем у автомобиля с ДВС. Самый оптимальный режим для работы гибридного авто — чередование разгонов и торможений, что чаще всего происходит при движении в мегаполисах. Но в первую очередь в гибридных авто изнашиваются системы охлаждения и аккумулятора. Поэтому состояние гибридного авто с пробегом очень сильно зависит от стиля вождения. Если оно регулярно обслуживалось, то АКБ прослужит дольше гарантийного срока — 5–7 лет. Однако замена батареи для гибридного авто обойдется в большую сумму — от 91 до 215 тыс. руб.

Что выгоднее

Чтобы определить, на каком виде топлива выгоднее ездить, специалисты советуют прежде всего обратить внимание на такой ключевой момент, как средний пробег, который предполагается совершать на машине, а также условия, в которых она будет эксплуатироваться. «Каждый из существующих на рынке типов топлива и авто на них имеют свои преимущества, но они раскрываются полностью при использовании в подходящих для этого условиях»,— отмечает Петрос Мкртычян. Чтобы определиться с подходящим типом двигателя, на его взгляд, важно оценить свои материальные возможности, рассчитать ожидаемый пробег и срок службы авто, а также оценить инфраструктуру своего населенного пункта и доступность обслуживания.

Особенности эксплуатации машин с разными типами двигателей

Тип топлива Дополнительные первоначальные затраты (по сравнению с бензиновым автомобилем) Расходы на техническое обслуживание в год (по сравнению с бензиновым автомобилем) Средний расход топлива на 100 км (л) Затраты на топливо на 1 год при годовом пробеге 20 тыс. км (тыс. руб.) Затраты на топливо на 2 года при годовом пробеге 30 тыс. км (тыс. руб.) Затраты на топливо на 3 года при годовом пробеге 40 тыс. км (тыс. руб.)
Бензиновый 9 94,5 141,7 189
Дизельный +20–30% в цене нового автомобиля +20% 6 64,6 96,9 129,2
Газовый Покупка и установка оборудования: 70–130 тыс. руб. -10–20%, но есть дополнительные расходы на обслуживание оборудования 11 57,8 86,7 115,6
Гибридный +40–50% по сравнению с первоначальной ценой на бензиновый автомобиль +30–40% 4 42 63 84

Источник: расчеты «Денег» на основе данных из открытых источников.

Ситуация с заправками сейчас особенно сложная в отношении автомобилей на газу. Несмотря на то что правительство регулярно принимает программы поддержки этого вида топлива, газовых заправок во многих российских регионах остро не хватает. «На популярность газового топлива влияют сложности с заправками, их существенно меньше, особенно на Дальнем Востоке, в Сибири, в Северо-Западном округе»,— говорит Чингис Дашимолонов, директор центра ГБО «ГазИваныч». Например, в Санкт-Петербурге, по его словам, их не более 10. На Юге России, на Кавказе, напротив, транспорт на газу очень популярен. С одной стороны, цена на газ здесь несколько ниже, чем в других регионах, также здесь дешевле обслуживание оборудования, развитая инфраструктура заправочных и сервисных станций.

Чем меньше пробег автомобиля, тем меньше экономия от использования альтернативного топлива, но при использовании автомобиля на больших расстояниях выгода может получиться весьма внушительной. Скажем, при ежегодном пробеге в 20 тыс. км ежегодная экономия, по сравнению со среднестатистической бензиновой, машины дизельной составит почти 30 тыс. руб., газовой — 37 тыс. руб., с гибридным двигателем — 52,5 тыс. руб. А при пробеге в 40 тыс. км это будет уже 60 тыс. руб., 73 тыс. руб. и 105 тыс. руб. соответственно. Более внушительной выглядит экономия за пять лет: при большом ежегодном пробеге в 40 тыс. км дизельный мотор по сравнению с бензиновым позволит сэкономить 300 тыс. руб., газовый — около 370 тыс. руб., а гибрид — более полумиллиона рублей, точнее, 525 тыс. руб. Правда, при этом придется принять во внимание разницу в цене обслуживания и в изначальной цене авто, о чем мы сказали выше.

Георгий Алексеев